«Банк-Т» занимается сомнительными операциями

«Банк-Т» занимается сомнительными операциями

Отсутствие у них средств для развития ИТ-технологий и создания эффективной системы риск-менеджмента делает их уязвимыми ко всяким родам рискам (кредитному, операционному, риску утраты ликвидности). А стремление «удержаться на плаву» зачастую заставляет топ-менеджеров этих банков совершать сомнительные операции – в большинстве случаев, конечно, не столько ради благополучия самих банков, сколько в целях личного обогащения.

Наглядным примером таких действий может стать поведение руководителей «Банка-Т» (бывшего «Максвелл Банка»). На основании предоставленной «Банком-Т» отчетности можно прийти  к неутешительным выводам: в период с начала февраля по середину марта этого года наблюдался значительный отток средств со счета юридического лица-клиента банка (на сумму 950 млн рублей, что составляет около 24% от объема всех клиентских платежей). Примерно за тот же период было зафиксировано резкое увеличение объемов долгосрочного кредитования юридических лиц, а так же объем вложений в ценные бумаги (в том числе, около 75 млн рублей – в векселя). Кроме того, в феврале 2011 года – не правда ли, интересное совпадение – «Банк-Т» начал активно перечислять денежные средства на депозиты в Банк России в качестве краткосрочных вложений. Что не совсем характерно – а, точнее, совсем не характерно – для банка, который в то же самое время резко активизирует свою деятельность на рынке кредитования.

Конечно, на первый, непрофессиональный взгляд, все происходящее может показаться вполне невинным. Интерес банков к долгосрочному кредитованию юрлиц легко объясним: ставки по таким кредитам выше, чем по «коротким» заемным средствам, предоставляемым физическим или юридическим лицам. У банков, таким образом, появляется возможность неплохо заработать. Однако обычно рост объемов долгосрочного корпоративного кредитования не является «спонтанным явлением»: ему предшествует кропотливая работа по привлечению клиентов и выстраиванию процессов кредитного риск-менеджмента. В противном случае, финансово-кредитная организация может столкнуться с серьезными проблемами. И особенно серьезными в том случае, если подобные операции проводятся ее руководством не с целью вывода активов, и предоставленные кредитные средства не отправляются на счета «подставных» компаний, которые выступают в роли заемщиков только на бумаге.

Не меньше вопросов вызывает и значительное увеличение объемов вложений пассивов банка в ценные бумаги. Ни для кого не является секретом, что регулятор тщательно отслеживает, чтобы банки не принимали на себя излишние риски при осуществлении подобных операций. Хорошо известно, что курсы акций и облигаций подвержены серьезным перепадам – особенно если речь идет не о бумагах «первого эшелона» с высокой степенью надежностью.

«Банк-Т» же приобретает совсем иные рыночные активы. И этот факт – в совокупности с другими, вышеназванными – позволяет  прийти к выводу  о «раздувании» оборотов и о выводе активов. Плюс к этому – о проведении в крупных объемах сомнительных операций, цель которых – вывод денежных средств клиентов банка за рубеж.

«Банк-Т», конечно, не входит в число системообразующих банков, поэтому его банкротство или принудительная ликвидация (в случае продолжения выбранной руководством банка стратегии) не повлечет за собой паники на рынке. Тем не менее, «Банк-Т» – участник системы страхования вкладов, и на протяжении прошлого года он активно привлекал средства физических лиц, обещая вкладчикам достаточно высокие проценты, то есть, предлагая купить флаг в подарок о надежности вложений. Но возникновение у банка проблем с ликвидностью неизбежно создаст угрозу интересам вкладчиков и кредиторов.

Беспокойство, по-видимому, увеличивает и то, что на протяжении последних шести  месяцев банк демонстрирует отрицательный расчетный финансовый результат (убыток составляет около 7 млн рублей). И это в ситуации, когда на банковском рынке России уже преодолены последствия кризиса, и финансово-кредитные организации в большинстве своем показывают, пусть не очень большой, но устойчивый рост ключевых финансовых показателей.

Естественно, возникает вопрос: кто может быть виноват в том, что «Банк-Т» находится сейчас в ситуации, когда он привлекает повышенное внимание регулятора? Ранее появлялись слухи о том, что банк проводит слишком рискованную политику потому, что его толкает на это один из его владельцев. Но именно он  не контролирует оперативную деятельность банка и, как утверждают источники, в последнее время занимался, скорее, продвижением банка на рынке, ребрендинговой компанией и повышением узнаваемости принадлежащего ему актива. Документы же о проведении операций, вызвавших обоснованные сомнения у регулятора рынка, подписывал совсем другой человек, который, как утверждают те же, близкие к банку источнику, является достаточно опытным инвестиционным банкиром – опытным, в том числе, и в проведении сомнительных операций.

Естественно, вопросы ответственности акционеров и топ-менеджеров банка обычно поднимаются уже после отзыва у финансово-кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности. Вполне возможно, что до наступления этого часа осталось ждать недолго: отрицательный финансовый результат, который банк демонстрирует в течение уже нескольких месяцев, вполне может стать основанием для принятия регулятором жестких решений по отношению к «Банку-Т».