Рейтинг банков*

1. Казкоммерцбанк 62
2. ForteBank 56
3. Kaspi Bank 51
4. Цеснабанк 46
5. Евразийский Банк 44
6. Жилстройсбербанк 34
7. Сбербанк России 32
8. Народный сберегательный банк Казахстана 31
9. Банк ЦентрКредит 29
10. Хоум Кредит Банк 22
* Рейтинг банков Казахстана рассчитывается по методике AllBanks.kz.
Банки Казахстана: Все Астана Алматы

Будет ли Белоруссия платить по долгам?

Будет ли Белоруссия платить по долгам?

Автор — старший аналитик Дирекции анализа долговых инструментов «Уралсиб Кэпитал»

В понедельник Национальный банк Белоруссии после долгих и мучительных конвульсий (с ужесточением администрирования валютного рынка, множественными курсами, лимитами и пр.), как это бывает в случае масштабных экономических кризисов, девальвировал местный рубль на 56%. Одновременно были подняты регулируемые цены на импортные товары. Официальный курс снижен с 3155 белорусских рублей за доллар до 4930 рублей. При этом курс черного рынка все равно процентов на 60% выше официального и приближается к 8000 рублей за доллар.

Еврооблигации Белоруссии и белорусских банков, еще в прошлом году столь популярные у российских банков, исправно падали все последние месяцы, а инвесторы нервно подсчитывали убытки. Что теперь? Как правило, решения о «большой девальвации» являются или началом выхода из кризиса и нормализации экономической ситуации, либо означают уход в пике, в финале которого долгая и мучительная реструктуризация долга  (Аргентина-2001, Россия-1998, страны Латинской Америки в 1980-х). Поэтому основной вопрос для инвесторов — «сливать» белорусские бумаги хотя бы на этих уровнях или, наоборот, дождаться нормализации и получить свою премию за риск. 

Как известно, для оценки вероятности дефолта (жесткого или мягкого) нужно оценивать два фактора — способность заплатить и желание заплатить.

Со способностью платить по долгам у Белоруссии, в общем, неплохо. Заемные средства в структуре государственных финансов страны меньше, чем во многих странах, сопоставимых с ней по рейтингу и уровню экономического развития. Уровень чистого долга Белоруссии — 20% ВВП в 2010 году (оценка S&P), а сейчас ближе к 30% из-за роста заимствований и девальвации — ниже аналогичных показателей большинства стран сопоставимой рейтинговой категории. Почти 50% общего государственного долга составлял внешний долг — что также нормально.

Выплаты по внешнему долгу даже после роста вдвое (из-за девальвации белорусской валюты и получения $3-миллиардного российского кредита) не создадут катастрофических последствий для бюджета. В Белоруссии государственные компании производят около 70% ВВП, а расходы государства  достигают примерно 45% ВВП, из них около половины составляют расходы центрального правительства. В 2010 году дефицит бюджета составил чуть менее 3% ВВП (если не учитывать затраты, связанные с рекапитализацией банков, а также выплаты по госгарантиям). Девальвация решила часть бюджетных проблем, но в силу зависимости страны от импорта сырья этот эффект окажется смазанным.

Банковский сектор находится не в лучшем состоянии. В рамках неблагоприятных сценариев проблемные активы могут составить 50% общего объема внутреннего кредитования — и это будет проблемой государства, ведь в Белоруссии четыре крупнейших банка с преобладающим государственным участием контролируют примерно три четверти рынка банковских услуг. Из-за слабого развития кредитования в стране такие расходы могут составить порядка 25% ВВП — по нынешним временам не особенно много. К тому же эти расходы будут растянуты во времени.

В общем, с точки зрения способности платить положение страны тяжелое, но терпимое. При желании права кредиторов можно обеспечить даже в рамках существующего бюджета, если не повышать социальные расходы, оптимизировать госаппарат и занятость на госпредприятиях (что по факту и произошло во время кризиса). К тому же объем государственных активов, которые в принципе могут быть приватизированы, по разным оценкам, составляет $30-55 млрд. Это превышает размеры долга, тем паче расходы на его обслуживание. 

Желание платить — более сложный вопрос. Авторитарный стиль белорусского руководства достаточно хорошо известен. Угроза дефолта может быть использована для давления на кредиторов, да и лишение сограждан «чарки и шкварки» ради зарубежных мироедов и российских госрейдеров, зарящихся на Белтрансгаз и другие привлекательные объекты, вряд ли станет целью батьки и его министров. Однако ЕврАЗЭС и Россия в частности, оказавшиеся кредиторами последней инстанции, имеют достаточно инструментов, чтобы объяснить белорусским властям нежелательность прямого дефолта, и достаточно ресурсов для его рефинансирования. В этом отношении сравнение Белоруссии с Венесуэлой, которая строит специфическую модель экономики и отличается авторитаризмом, но скрипя зубами платит по долгам, вполне уместно. Конечно, если структурные реформы проводиться не будут, а вместо использования окна экспортных возможностей (в том числе в рамках Таможенного союза) будет усиливаться регулирование экономики, поведение Белоруссии-кредитора станет уже совсем иррациональным. Однако пока наличие внешних ограничителей скорее говорит в пользу обслуживания имеющегося внешнего долга с постепенным замещением долгов частным структурам межгосударственными кредитами.

В общем, инвесторы в белорусские облигации, посетовав, что купили эти бумаги слишком рано, могут спать крепко. Пока они в лучшем положении, чем покупатели греческих и ирландских бумаг.

25.05.2011, 13:35
написать комментарий
Комментарии Facebook

Главные новости RSS

Разработана технология создания дешевых солнечных элементов
Вчера, 16:05
Toyota похвасталась новыми двигателями и «коробками»
Вчера, 16:03
Google планирует полностью перейти на энергию из возобновляемых источников
Вчера, 16:03
Casio представила фотокамеру для съемок в полной темноте
09.12.2016, 15:00
Китайцы готовят "дешевого" конкурента Tesla Model X
09.12.2016, 15:00