Чего боятся центральные банки по всему миру

Чего боятся центральные банки по всему миру

Изначально идея существования центрального банка заключается в том, что средне- и долгосрочная денежно-кредитная политика не должна быть заложником краткосрочных политических амбиций курс доллара в Астане.Но со временем этот принцип применяется все реже.

Действующая политическая сила не должна иметь возможности манипулировать курсом национальной валюты в зависимости от политической необходимости. Официально центральный банк должен быть независимым от политики, чтобы быть своеобразным буфером между долгосрочными интересами общества и краткосрочными интересами политиков.

Это предполагает, что никто не должен вливать в экономику огромные суммы денег, чтобы ситуация выглядела так, что богатство населения растет при каком-либо лидере, а перспективы в будущем остаются неопределенными.

Но сегодня центральные банки озабочены краткосрочными экономическими показателями и увлечены краткосрочными программами стимулирования. Можно сказать, что роль центральных банков сейчас сводится к политическому инструменту, а в любом неудовлетворительном экономическом показателе можно обвинить именно регулятора.

Это положение настолько далеко от того, которое должно было быть, что руководители центральных банков по всему миру начали беспокоиться, так как они оказались на совершенно незнакомой и неизведанной территории, считают авторы zerohedge.com.

Менеджменту регулятора может быть очень страшно находиться в такой ситуации, но страх, как известно, плохой советчик. Кроме того, в отдельных странах роль ЦБ сводится к озвучиванию прогнозов и снижению социального волнения.

Но они не могут не понимать, что политика использования дешевых денег без фундаментальных оснований рано или поздно приведет к разрушению образовавшегося пузыря. Весь вопрос в том, когда это случится? Процесс этот может занять достаточно большое количество времени.

В конце концов винить все будут именно руководителей центральных банков. В первую очередь недовольство будет усиливаться у крупного бизнеса, так как ему действительно нужна долгосрочная стратегия и возможность планирования своей деятельности.

Бен Бернанке, Джанет Йеллен, Марио Драги, Харухико Курода – это руководители центральных банков крупнейших экономик, и основания для сомнений в их независимости есть.

Можно долго спорить о том, почему ЕЦБ не начинает более активную программу стимулирования, развивать теорию заговоров с участием Goldman, вспоминать о возможности повышения ставок ФРС в связи с заинтересованностью в более высокой прибыли от операций, но самые большие сомнения в независимости вызывает Банк Японии.

Фактически глава Банка Японии Харухико Курода является наиболее явным и очевидным примером политического инструмента. Можно вспомнить о том, что премьер-министр Синдзо Абэ не раз говорил, что ЦБ ведет страну к темному будущему, а политическое давление на решения регулятора вообще не вызывает сомнений у участников рынка.

Начнется ли у центральных банков паника? Вполне возможно, и уже очень скоро. Все вместе они влили в экономику триллионы долларов, но результат был практически нулевым. Рост потребления по всему миру замедляется все сильнее, а это означает дефляцию.

Именно дефляции центральные банки бояться сильнее всего, так как справиться с ней будет крайне сложно. Пример Японии показал, что, даже имея на вооружении весь обширный арсенал инструментов, их использование может привести к большому количеству негативных последствий, а эффективность сомнительна. При этом даже самые амбициозные действия в долгосрочной перспективе могут быть неэффективны.

Еще одним примером зависимого центрального банка является Народный банк Китая. Несмотря на то что Китай со временем имеет все шансы стать крупнейшей экономикой мира, мало кто знает имя Чжоу Сяочуань. То есть никто даже не ожидает, что ЦБ Китая будет независимым.

И любопытно то, что роль Чжоу ничем не отличается от роли Йеллен, Драги или Куроды, а его решения в некоторых случаях могут даже сильнее влиять на мировую экономику, вот только он даже не пытается скрывать или отрицать то, что регулятор тесно связан с политическим курсом власти.

Почему Китай снижает процентные ставки? Потому что он боится. Экономика Китая замедляется активно, а власти видят, как самая амбициозная и перспективная экономическая модель разрушается на глазах. Учитывая размер китайской экономики, весь мир столкнется с проблемами, если с ней что-то случится. Впрочем, до реального краха еще очень далеко, а власти постараются все же как-то исправить ситуацию.

Еще один фактор нестабильности – это Япония. Также не стоит забывать о Европе, которая недавно уже находилась на грани развала, а экономические проблемы могут вновь обнажить эти риски и проблемы.

Что касается США, то здесь центральный банк имеет достаточно возможностей, чтобы переносить проблемы все дальше и дальше. Но без серьезных структурных изменений исправить ситуацию не удастся, вот только никто этого делать не будет.

Так чего же боятся центральные банки? Судя по всему, они боятся того, что все их действия носят ограниченный характер, а возможность влиять на долгосрочную экономическую ситуация становится все призрачнее. Руководители регуляторов это прекрасно понимают, но жить в таком мире и ждать приближения краха им вряд ли хочется.