Число мелких бизнесменов в Беларуси сокращается

Число мелких бизнесменов в Беларуси сокращается

В Беларуси уменьшается число индивидуальных предпринимателей. Аналитики объясняют это развитием крупных торговых сетей, а также низкой покупательной способностью населения.

Число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в Беларуси сокращается. Эксперты объясняют этот факт развитием крупных торговых сетей в регионах, где на смену рынкам приходят гипермаркеты, а также снижением покупательной способности населения.

Индивидуальный предприниматель (ИП) в Беларуси – самая массовая разновидность коммерсантов. В качестве таковых регистрируются граждане, которые хотят вести хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Проще говоря, ИП – это бизнесмены без фирмы.

"Челноки", продавцы на рынках, владельцы небольших автосервисов и лица, занимающиеся ремонтами квартир, – наиболее типичные представители белорусской армии индивидуальных предпринимателей, в рядах которой сегодня более 246 тысяч человек. Все они платят так называемый единый налог, что избавляет от излишней бухгалтерской волокиты.

Зарегистрироваться в качестве ИП в Беларуси не сложно. Стоит это около 30 долларов, а документы о постановке на госучет можно получить в течение недели после первого посещения исполкома по месту жительства.

Вместе с тем мода на ИП в Беларуси проходит - такой вывод напрашивается после изучения данных официальной статистики. По информации Министерства юстиции, в январе-апреле 2012 года число зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 7,7 процента. Чем это вызвано? Индивидуальный предприниматель Максим, торгующий мужской одеждой на столичном вещевом рынке "Динамо", говорит, что работать становится сложнее, так как у белорусов в кошельках все меньше денег.

Это заметно и по количеству проданного товара, и по суммам покупок. Но если одним бизнесменам выручка еще позволяет как-то держаться на плаву, то другие вынуждены сворачивать свое дело из-за его нерентабельности.

Снижение покупательной способности населения руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин также называет одним из факторов, влияющих на уменьшение числа желающих стать ИП.

Балыкин также напоминает о прошлогоднем экономическом кризисе в Беларуси, от последствий которого оправились далеко не все субъекты хозяйствования. Многие же индивидуальные предприниматели прекратили свою деятельность еще прошлой весной или летом, но регистрацию решили не продлевать лишь сейчас.

Однако главной причиной сокращения численности ИП, по мнению Сергея Балыкина, является расширение ритейла – розничной торговли в оптовых масштабах. Крупные торговые центры, гипермаркеты, магазины шаговой доступности приходят в регионы и начинают вытеснять с рынка ИП.

"Для мелкой торговли – это катастрофа, а для потребителя – благо", - полагает Балыкин. Ведь зачастую гипермаркеты могут предложить товар по более низкой цене. "За счет ценовой конкуренции, а также из-за более комфортных условий для покупателя происходит передел рынка розничной торговли", - объясняет эксперт.

Председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин также видит в развитии крупных торговых сетей главную причину уменьшения числа зарегистрированных ИП. На взгляд Карягина, в ближайшие десять лет оно сократится в несколько раз. И примерно в таких же пропорциях произойдет увеличение числа малых и средних компаний.

В то же время Владимир Карягин убежден, что развитие ритейла должно происходить гармонично и поэтапно. То есть сами индивидуальные предприниматели должны переходить на стадию создания более крупных компаний. И происходить это, по выражению Карягина, должно в результате экономической, а не административной эволюции в бизнес-среде.

Источник: Deutsche Welle