Франция выставляет аэропорты на продажу

"Приватизация региональных аэропортов ускоряется и должна начаться еще до конца года. Первым через процедуру частичной приватизации пройдет аэропорт Лиона, за ним последуют Ницца, Тулуза и Бордо",- сообщил французской газете Les Echos источник, близкий к правительству. Сумма потенциальной выручки государства от продажи акций аэропортов уточняется. Пока же стоимость каждого из аэропортов, готовящихся к приватизации, оценивается в сумму от EUR100-300 млн.

Аэропорты во Франции традиционно находятся в собственности государства и контролируются правительством. Первая попытка приватизировать региональные аэропорты была предпринята правительством в 2004 г. Тогда предлагалось передать 40% акций управляющих компаний местным муниципалитетам. Теперь правительство готово увеличить долю частного капитала в региональных аэропортах, однако как минимум до 2013 г. намерено сохранить контрольные пакеты акций в государственной собственности. Предполагается, что государство сохранит за собой приблизительно 60% акций приватизируемых аэропортов. По мнению экспертов, образцом для частичной приватизации аэропортов в провинциальных городах Франции может стать частичная приватизация аэропортов Парижа.

Потенциальные покупатели уже оповещены о предстоящей продаже миноритарных пакетов акций в приватизируемых аэропортах. В числе возможных инвесторов, которых может заинтересовать предложение правительства Франции, называют компании Veolia Transport и Vinci, которые уже управляют целым рядом региональных аэродромов Франции, а также Macqarie и другие крупные компании. Частные инвестиционные фонды все более охотно инвестируют в устаревшую инфраструктуру, в связи с тем, что правительства стран ЕС увеличивают расходы на ее модернизацию. В настоящее время французские власти ищут банк, который займется организацией продажи акций аэропортов.

Приватизируемый аэропорт "Ницца Лазурный Берег" является одним из крупнейших во Франции, основным аэропортом, используемым при путешествиях на престижные курорты Лазурного Берега - Ниццу, Монако, Канны и Сен-Тропе. По пассажиропотоку аэропорт Ниццы является третьим крупнейшим после парижских - Международного аэропорта имени Шарля де Голля и "Орли".

Однако в первую очередь будет приватизирован лионский Международный аэропорт Лион-Сент-Экзюпери. Этот аэропорт, расположенный в 25 км к востоку от Лиона,- четвертый крупнейший во Франции по объему пассажиропотока, который в 2008 г. составил более 7,9 млн. пассажиров. Предполагается, что основным претендентом на лионский аэропорт Сент-Экзюпери будет крупная компания Aéroport de Paris, обслуживающая авиаузел столичного региона. В перспективе аэропорт Лиона Сент-Экзюпери может стать основным транспортно-пересадочным узлом для межрегиональных рейсов.

Власти Франции передадут в частные руки не только аэропорты. В начале июня правительство Франции одобрило план приватизации государственной недвижимости, в том числе исторических памятников. Замки, усадьбы, гостевые дома, армейские казармы, фермы, охотничьи домики, находящиеся в ведении государства, будут проданы заинтересованным покупателям. Продаже подлежат несколько сотен объектов, которые находятся в запущенном состоянии. У государства нет денег на их содержание. В списке приватизируемых объектов есть и дорогостоящая недвижимость - отель De Seignelay в центре Парижа и роскошная усадьба на берегу Женевского озера. За 1700 объектов приватизируемой недвижимости правительство президента Франции Николя Саркози рассчитывает выручить несколько миллиардов евро, которые пойдут на покрытие дефицита государственного бюджета Франции.

Организаторы приватизации пригласят к участию в аукционах как французских, так и зарубежных покупателей. При этом средства инвесторов будут проверяться на чистоту. Так, французские власти надеются избежать повторения скандалов, которые последовали после покупки африканскими диктаторами нескольких замков во Франции. Министерство финансов Франции будет проверять и цели приобретения инвесторами того или иного объекта, чтобы не допустить злоупотреблений с приобретаемой собственностью. Так, в недавнем прошлом государство продало исторические здания Национального печатного двора и одного из банков по заниженной цене. В результате инвестор, которому удалось сбить цену, через недолгое время перепродал недвижимость подороже.

Начиная с 2005 г. французские власти продали несколько сотен объектов и заработали около EUR3 млрд. Деньги, полученные от приватизации, направлялись в бюджеты министерств и ведомств, в ведении которых находились объекты. Средства, полученные от нынешней распродажи, будут направлены в бюджет Франции. Историки приветствуют приватизацию архитектурных памятников, рассчитывая на то, что состоятельные покупатели найдут средства на реставрацию, которую правительство не может себе позволить.

По материалам Экономические Известия