Глубокие карманы Apple: на что потратить $159 млрд?

Глубокие карманы Apple: на что потратить $159 млрд?

У высокотехнологических гигантов есть одна проблема, которую хотела бы иметь любая компания: большие запасы наличности. Компании, чья деятельность не лежит в сфере финансов, в совокупности обладают запасом кэша в размере $1,64 трлн, говорится в отчете Moody’s Investors Service за прошлый год. Причем большая часть из этих средств приходится на хайтек компании, вроде Apple, Google и Microsoft.

Возглавляет список Apple с кэшем в размере $159 млрд. И Apple предпочитает оставлять этот “клад” нетронутым, при этом не говоря почему. Порядка 10 лет назад, когда iPhone еще только готовился к релизу, запас наличности у “яблочников” был в разы скромнее – $5,5 млрд.

Экономист Джон Майнард Кейнс утверждает, что у компаний есть как минимум три основные причины, чтобы копить средства: для проведения различных ежедневных транзакций, для защиты в случае замедления темпов развития бизнеса и для возможных инвестиций, если представится подходящая возможность.

Конечно, Apple не тратит запасы наличности на сделки по приобретениям. Более того, по сравнению со своими “коллегами по цеху” компания тратит совсем немного на покупку сторонних технологий.

К примеру, Google потратила миллиарды на роботов, видеопорталы, беспилотные автомобили и системы искусственного интеллекта. Amazon покупала стартапы в сфере электронной коммерции и производителей компонентов, а также компании, производящие робототехнику. А Facebook за последние 2 месяца выложила более $20 млрд за мессенджер Whatsapp и Oculus VR, производящую технологии виртуальной реальности.

Apple ограничилась приобретением компании AuthenTec, разрабатывающей сканеры отпечатков пальцев, стартапа, ответственного за голосового помощника Siri, и аналитической компании Topsy. При этом ни одна из сумм сделок не дотягивает даже до $1 млрд. Да и покупки у Apple скучные: почти все идет на модернизацию iPhone. А как же веселье – всякие роботы, машинки и шлемы виртуальной реальности?

В интервью The Wall Street Journal гендиректор Apple Тим Кук сказал, что компания присматривается к крупным игрокам рынка, но не будет скупать стартапы и технологии только ради того, чтобы что-нибудь купить: “Деньги нам карман не жгут, поэтому мы придерживаемся стратегии подождать и хорошенько подумать, прежде чем сделать выбор”.

Но зато деньги Apple жгут карманы инвесторов, которые хотят, чтобы купертинский гигант использовал средства на выплату дивидендов, совершил обратный выкуп акций или и то и другое. Уровень квартальных дивидендов Apple решила не повышать, несмотря на требования некоторых известных акционеров, в частности миллиардера Карла Айкана, активнее выплачивать деньги.

Айкан довел объем своих инвестиций в Apple до приблизительно $3,6 млрд. Инвестор активно пытается убедить руководство Apple увеличить объем программы по выкупу акций до $150 млрд. “Мы считаем, что Apple оказывает плохую услугу акционерам, не увеличивая объем выкупа акций”, – написал в своем послании инвестор.

За прошедший квартал на выплату дивидендов и выкуп акций было потрачено $7,7 млрд. В совокупности, с момента начала действия соответствующей программы, акционерам было выплачено уже более $43 млрд, из них $28 млрд составили средства на выкуп акций. К 13 февраля Apple выплатит дивиденды из расчета $3,05 на одну акцию.

Рик Лэйн, аналитик Moody, считает, что Apple приберегает наличку на черный день, вспоминая, что у компании уже как-то был такой период в прошлом и повторения ситуации “яблочники” явно не хотят.

Итак, на что же Apple может потратить свои средства? В сравнении с Google, которая инвестирует в технологии будущего, Apple явно сосредоточена на настоящем. Впрочем, если вдруг купертинский гигант задумается о вложениях в проекты будущего, есть отличная возможность – полеты на Марс. В NASA недавно заявили, что колония-поселение на “красной планете” будет стоить $160 млрд и крупные компании приглашаются к финансированию проекта.

Впрочем, если быть спонсором межпланетных перевозок Apple не готова, возможно, есть смысл вложиться в наземный транспорт. И основания полагать, что в компании задумывались об этом, есть. В прошлом году старший вице-президент по маркетингу Филипп Шиллер открыл общественности, что до того как создать iPhone, руководство подумывало об автомобиле.

Идея неплохая, ведь Apple в данной отрасли не придется начинать с чистого листа: 20% кэша хватит, чтобы купить наиболее успешного производителя электрокаров Tesla Motors. Останется только перекрасить седан в белый, наклеить лого и букву “i” перед “Tesla” – и получится iTesla.

Шутки шутками, а слухи об интересе купертинского гиганта к производителю электрокаров появились еще в конце прошлого года. Вообще, о продаже Tesla Motors заговорили на фоне известия о том, что концерн досрочно расплатился по долгам перед Министерством энергетики США. Масла в огонь подлил сам гендиректор американского электрического бренда, когда в комментарии к выпуску “бюджетной” версии автомобиля Tesla S заявил, что “до завершения этой миссии” он не намерен вступать в какие-либо переговоры с потенциальными покупателями компании. Как ожидается, “дешевая” (примерно вполовину стоимости нынешней Tesla Model S) модель Tesla выйдет на рынок в течение ближайших трех-четырех лет.

В октябре 2013 г. инвестиционный аналитик Аднан Ахмед из компании Berenberg выступил с открытым письмом к CEO Apple Тиму Куку и члену совета директоров Альберту Гору, в котором настоятельно советовал приобрести Tesla: “Я знаю, что это очень радикальный способ изменить производство, но это позволило бы в корне изменить структуру роста Apple. В лице Элона Маска вы можете найти сильного партнера, который придаст новый импульс инновациям в Apple”.

Tesla действительно занимается инновационным автомобилестроением (какими недвусмысленными не были бы результаты стараний), что вполне подпадает под “политику” “яблочной” компании. Еще один важный аспект – одержимость Apple вопросом сохранения окружающей среды, поэтому приобретение производителя самых безвредных для экологии автомобилей было бы вполне логичным шагом по поддержанию образа “зеленой” компании.

Еще одно направление, которым могла бы заняться Apple, – телекоммуникации. Несмотря на то что компания производит свои мобильные гаджеты, она нуждается в операторах, вроде Verizon, AT & T, Sprint и T-Mobil, дабы те обеспечили, собственно, пользование потребителем. В результате Apple должна заключать сделки, заботиться о поддержании отношений и выполнении финансовых обязательств перед операторами.

Почему бы не решить проблему и просто их всех купить? T-Mobile, которая уверяет, что у нее самый быстрый интернет на планете, в настоящее время стоит около $ 26 млрд – около 16% от общего запаса налички Apple. Sprint оценивается чуть дороже – $37 млрд. Но Apple может купить обе компании, и у нее все еще останется более $90 млрд.

Что ж, можно сказать одно: либо Apple перестраховывается, либо ожидает для себя действительно тяжелые времена…