Греция проголосовала за углубление кризиса

Греция проголосовала за углубление кризиса

Популист Алексис Ципрас будет вынужден либо пойти на дефолт и выход из еврозоны, либо на еще большее ужесточение финансовой политики

Внеочередные выборы в Греции второй раз подряд выиграла левая партия «Сириза» популиста Алексиса Ципраса. В новом парламенте они получат 145 из 300 мандатов в национальном парламенте, поэтому почти наверняка создадут коалицию с одной из малых популистских партий.

Никакого существенного изменения расклада сил в парламенте не произошло. Бунт четверти депутатов «Сиризы» предыдущего созыва закончился ничем. Сформированный ими блок «Народное единство», выступавший категорически против соглашения о рефинансировании греческого долга на условиях европейских кредиторов, не преодолел трехпроцентный барьер, оставшись за бортом.

Второе место, как и в прошлый раз, заняли консерваторы из партии «Новая демократия», а фашисты из «Золотого рассвета» оказались на третьем месте. Еще четыре партии (одна левая, две центристские и одна правая) обзавелись небольшими фракциями, численностью не превышающими 20 человек.

Почти все комментаторы отмечают, что серьезных изменений в политике греческого правительства ждать не стоит, поскольку новый состав парламента почти дословно повторяет старый. Возможно, что именно это обстоятельство вызвало рекордную пассивность избирателей – на участки пришли чуть более 56 процентов, хотя в былые годы явка достигала и 80 процентов.

Бывший сотрудник посольства США в Греции Джон Бэйди Кислинг, после отставки оставшийся жить в Афинах, объясняет атмосферу безразличия и обреченности тем, что «люди не верят политикам в целом» ожидая решения, не связанного с выборами, проще говоря – революции. По его словам, в нынешней Греции старые политические силы, набравшие сотни миллиардов кредитов, полностью себя дискредитировали, а новые, уже доказавшие неспособность справиться с кризисом, вызывают все большее разочарование публики.

Куда менее мрачный, но все же пессимистический прогноз дает и обозреватель DW Спирас Москову. Про бунты он ничего не говорит, но также отмечает, что новый Ципрас едва ли будет сильно отличаться от старого, старавшегося во что бы то ни стало сохранить патерналистский характер государства, к которому привыкли греки. На это так же указывает то, что он начал коалиционные переговоры с правыми популистами.

Что еще хуже, после электоральной победы Ципрасу придется сменить бодрые лозунги на реальные дела. А в этой сфере он загнал себя в глухой угол, из которого непонятно как выбираться. С одной стороны, он продолжил обещать избирателям «социальную справедливость» и отказ от мер жесткой бюджетной экономии. С другой – он пообещал им же сохранение Греции в еврозоне, что в обязательном порядке подразумевает введение этих мер. С одной стороны, он грозился сделать все, чтобы снять со своей страны гигантское долговое бремя. С другой – согласился на условия ЕС по выделению Греции новых десятков миллиардов в новых кредитах, которые пошли на погашение кредитов старых.

Скорее рано, чем поздно премьер-министру придется сделать все же сделать выбор: либо он и далее будет безропотно исполнять волю кредиторов, еще сильнее затягивая финансовую удавку на шее греческой экономики, либо пойдет на дефолт страны и ее выход из еврозоны. И то, и другое предполагает еще большие неприятности для Греции и ее населения, а также неизбежно повлечет быструю электоральную смерть самого Ципраса.

В этом не только его вина. По словам Бэйди Кислинга, греческая политико-экономическая система коррумпировалась десятилетиями и полностью утратила способность к самовосстановлению. От выборов к выборам политики покупали лояльность богатых, позволяя им не платить налоги, а лояльность бедных – обширными программами социальной защиты и помощи, создавая ненужные, но очень дорогие рабочие места в государственном секторе. Оплачивалось это великолепие из щедрот иностранных кредитов. Сейчас, когда пришла пора платить по счетам, выяснилось, что своими привилегиями не готовы поступиться ни те, ни другие. Причем политики, если хотят остаться у власти, должны потакать этим желаниям избирателей. Изменить положение в рамках нынешней системы просто невозможно.

В этом смысле очень важна рекордно низкая явка. Те 40 процентов избирателей, которые на выборы не пошли, видимо, это понимают. И ждут. Если Ципрас, как и в первый свой срок, продолжит вилять из стороны в сторону, безуспешно пытаясь сделать приятное всем, то его шансы спокойно досидеть до следующих выборов будут минимальны.

События могут пойти по исландскому сценарию 2008-2009 годов, когда в результате массовых народных выступлений, вызванных фактическим банкротством страны, действующее правительство было сметено, а на его место пришло новое. Греки ничуть не менее темпераментны, чем исландцы, проблем в государственных финансах у них даже больше, а терпение стремительно подходит к концу.

Иван Яковина