Как работает пенсионная система США

Как работает пенсионная система США

В программе реформ Порошенко предусмотрено реформирование пенсионной системы путем развития конкурентной накопительной системы. Как это работает в крупнейшей экономике мира — американской?

Система пенсионного обеспечения США хоть и не идеальна, но считается одной из самых совершенных в мире, а размер пенсий — выше, чем в среднем в европейских странах.

В США функционируют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а три пенсии: государственную, частную корпоративную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета.

Солидарные (распределительные) пенсионные системы

В солидарной системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих плательщиков налогов и сборов. Таким образом, распределительная система представляет собой преемственность поколений.

Принцип “преемственности поколений” — социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном порядке и может полноценно работать только на государственном уровне и только при положительной демографической динамике.

Суть этой системы в том, что поступления в пенсионные фонды в виде сборов на пенсионное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде ежемесячных пенсионных выплат. Таким образом, обеспечиваются гарантированные выплаты пенсий в установленных объемах.

Накопительные пенсионные системы

Если главная государственная пенсионная программа носит распределительный характер и выполняет прежде всего социальную функцию, то все остальные пенсионные системы, существующие в США, построены по накопительному принципу. Поэтому, соответствующие пенсионные фонды служат крупнейшим источником долгосрочных инвестиций в экономику.

К накопительным системам относятся как государственные, так и частные пенсионные программы. Государственные накопительные программы предназначены для обеспечения государственных служащих и должностных лиц местных органов власти. Федеральные программы охватывают главным образом правительственных чиновников и военнослужащих.

Существуют два вида накопительных пенсионных программ: с установленными выплатами (defined benefit plan) и установленными взносами (defined contribution plan). Первый вид гарантирует участникам фиксированный размер пенсии, который для каждого работника определяется с учетом размера зарплаты и стажа работы в компании. Как правило, программы с установленными выплатами формируют фонды за счет отчислений с предпринимателей, а сами наемные работники взносы в эти фонды не платят.

Однако в последние 20-30 лет в частном секторе экономики развивались программы с определенным взносом. Эти пенсионные программы обычно финансируются предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник имеет счет в пенсионном фонде и может выбирать между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Таким образом, он сам несет ответственность за результаты и до определенной степени сам определяет величину последующих пенсионных выплат.

Государственные пенсии

Отчисления в государственный пенсионный фонд вносятся в равной доле по ставке 7,65% работниками и работодателями, но только в пределах $65,4 тыс. в год. Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, платят за себя одновременно как за сотрудника и как работодателя — вместе 15,3%. Примерно пятая часть этих средств идет в счет медицинского страхования на пенсионный период, когда закончится рабочая медицинская страховка.

Право на пенсию у граждан США возникает с 65,5 лет независимо от пола, а в случае инвалидности — несколько раньше, но каждый недоработанный год “съедает” около 7% пенсии. А если страховой стаж менее 10 лет — пенсия не назначается вообще, хотя остается возможность обратиться к государству за пособием по бедности. В ближайшие годы пенсионный возраст для американцев вырастет до 67 лет. В расчете пенсии учитываются страховой стаж, размер страховых взносов и показатели инфляции. Средняя государственная пенсия в США составляет $1100-1200 в месяц.

В целом система построена таким образом, что на более-менее приличную пенсию можно рассчитывать при страховом стаже 38 или больше лет.

В последнее время солидарная пенсионная система испытывает сложности из-за роста количества пенсионеров до 1 на 3 работающих, тогда как на момент введения пенсий по возрасту в 1935 году на 1 пенсионера приходилось 65 работающих (для сравнения, в Украине это соотношение сейчас составляет примерно 1:1 — Ред.).

Накопительные пенсии

Налоговый кодекс США позволяет работникам вносить на свои личные накопительные пенсионные счета часть зарплаты до налогообложения подоходным налогом в рамках организуемых по месту работы пенсионных программ с определенным взносом. Кроме того, работодатели могут в добровольном порядке вносить средства на те же счета, и такие платежи тоже не облагаются налогом. Работники получают право собственности на свои вклады с момента их уплаты. Относительно взносов, уплаченных работодателем, то обычно проходит 5-6 лет с момента их присоединения к указанному плану, прежде чем сотрудники получат на них неотъемлемые права собственности.

Кроме накопительной функции, пенсионные планы позволяют увеличивать сумму счета благодаря инвестиционному доходу — можно получить около 9% годовых, что существенно выше обычной доходности депозитов.

Инвестировать средства разрешается в специализированные доверительные фонды или, для более финансово подготовленных лиц, в акции или облигации конкретных эмитентов. Таким образом, достигается еще один очень важный для развития экономики эффект — инвестиционный. По состоянию на 31 марта 2010 года совокупные активы пенсионных фондов превысили $9,838 трлн. Для сравнения: валовой внутренний продукт США за 2013 год составил $16,8 трлн. Это грандиозный инвестиционный ресурс, который питает американский бизнес.

Стоимость пенсионных накоплений постепенно растет из-за получения инвестиционных доходов. Хотя в период кризиса возможно и временное уменьшение стоимости вкладов из-за падения стоимости финансовых инструментов (акций, облигаций).

После наступления пенсионного возраста человек имеет право на получение пенсий, а еще через несколько — снять все средства, потратив их на лечение, туризм или подарив потомкам. Правда, в таком случае выплаты прекращаются, и пенсионный счет закрывается.

Личные пенсионные счета

Помимо участия в групповых пенсионных программах, организуемых по месту работы, каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет — IRA (individual retirement account). Порядок открытия и ведения этих счетов также строго регулируется американским законодательством.

Необлагаемые лимиты ежегодных взносов на IRA ограничены верхним пределом в $2 тыс. Средства со счета можно снять только по достижении 59,5 лет или позже, но в 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. С другой стороны, он может быть открыт даже для новорожденного ребенка.

За все время накопления средств на IRA налоги по ним не уплачиваются, однако в момент их снятия и закрытия счета из накопленной суммы вычитается подоходный налог. Обычно пенсионные счета открываются в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Счета в любой момент могут быть переведены из одного места в другое. Также по желанию владельца счета он может сам принимать инвестиционные решения (то есть планировать наиболее выгодное размещение накопленных средств) или доверить управление счетом финансовым организациям.

Итак, в Соединенных Штатах действуют одновременно 3 уровне пенсионного страхования:

государственное, которое гарантировано правительством;
частное корпоративное, финансирование которого обеспечивает работодатель;
частное индивидуальное, путем открытия сотрудником личных пенсионных счетов в банках, паевых фондах и страховых компаниях.
Именно благодаря использованию всех указанных систем граждане могут получить надлежащий пенсионный защиту, а правительство США решить сразу несколько важнейших задач:

гарантировать минимальный пенсионный защиту для всех граждан пенсионного возраста;
обеспечить здоровую конкуренцию среди федеральных, других общественных, а также частных субъектов пенсионного страхования;
обеспечить состязательность работодателей за лучших специалистов за возможность предложить лучшую пенсионную страховку;
стимулировать граждан с первых лет карьеры заботиться о собственную обеспеченную старость;
дать возможность старшим поколением завещать или подарить собственные сэкономленные пенсионные накопления своим потомкам;
Обеспечить мощный внутренний инвестиционный ресурс.

В то же время, действующая пенсионная система Украины, будучи чрезвычайно дотационной, еле решает первое задание — минимальную пенсионную защиту граждан. По словам Александра Панченко, директора КУА-АПФ “Тройка Диалог Украина”, в Украине де-факто в настоящее время действует только государственная солидарная система. В Казахстане и России кроме солидарной, более 10 лет развиваются государственные и негосударственные накопительные пенсионные программы.

У нас государственная накопительная пенсионная система была предусмотрена законом в 2003 году, однако до сих пор работала лишь частично, в части добровольных пенсионных взносов. Совокупные активы украинских негосударственных ПФ по состоянию на конец 2013 года составляли 2,09 млрд грн. “В совокупности это составляет 0.14% от ВВП Украины, и не может рассматриваться как существенный инвестиционный ресурс”, — поясняет Панченко.

Украина в значительной степени унаследовала советские “пенсионные” правила, включая возраст и виды пенсий. Поэтому ее реформирование путем демонополизации и капитализации является жизненно необходимой задачей для нашего государства.

Сергей Рогозный, аудитор, BDO Украина