Китайским производителям дешевых экспортных товаров грозит разорение из-за роста юаня и долгового кризиса в Европе

Китайским производителям дешевых экспортных товаров грозит разорение из-за роста юаня и долгового кризиса в Европе

Поскольку в самом ближайшем будущем весьма вероятна "мини-ревальвация" китайской валюты, экономисты предупреждают, что многие экспортеры могут разориться. Под давлением торговых партнеров Китай разрешил более быстрый подъем юаня - он подорожал на 6,3 процента к доллару за прошлый год и на 3,1 процента с начала текущего года, и теперь китайские экспортеры жалуются, передает Reuters.

Кроме того, после неожиданно сильных торговых данных за июль опрос 16 китайских производителей показал, что большинство из них ожидают сокращения экспорта в ближайшие месяцы, в частности, текстильных товаров и электроники.

Китайские экспортеры готовятся к плохим новостям, поскольку покупатели двух крупнейших экспортных рынков - Европы и США - все чаще остаются дома, не желая тратить деньги.

"Сейчас, во время долгового кризиса в Европе, люди зарабатывают меньше и им придется меньше покупать. Это серьезно повлияет на наш бизнес", - сказал Роджер Вэнь из Shenzhen Design Center Co, которая экспортирует малогабаритную домашнюю технику, такую как микроволновые печи и кофемашины.

"Рождественские заказы уже пришли, и они неплохи, примерно как в прошлом году. Но я не уверен, что все заказы останутся до конца. Когда наступят сентябрь и октябрь, кто знает, захотят ли они получить эти поставки. Они могут отменить их", - сказал он.

Заместитель министра торговли Ли Ронкан предупредил, что зарубежный спрос на китайские товары будет неуверенным в условиях долговых проблем в США и Евросоюзе. Многие китайские руководители согласны с этим.

"Число новых заказов, вероятно, будет сокращаться в ближайшие месяцы. Я ожидаю примерно 10%-го сокращения во всей индустрии", - сказал Кевин Хоу из Beijing Pumson International Co., компании, экспортирующей домашние радиаторы, которая отгружает в Европу около 50% продукции. Количество заказов компании уже снизилось на 5% в годовом исчислении.

Уменьшение числа заказов нанесет новый удар по экспортерам, которые уже страдают из-за растущей стоимости рабочей силы и сырья и постепенно дорожающего юаня.

Ходят слухи, что Пекин может готовить "мини-ревальвацию" валюты, которая сделает китайские поставки электроники и одежды более дорогими, но поддержит внутренние потребительские расходы, удешевляя импорт. Поскольку ревальвация весьма вероятна, экономисты предупреждают, что многие экспортеры могут разориться.

"Сильная валюта в конце концов заставит производителей дешевых экспортных товаров или повысить цепь создания добавленной стоимости, или уйти из бизнеса; это структурное изменение неизбежно в среднесрочной перспективе в свете растущих расходов на рабочую силу и других производственных факторов", - сказал Тило Ханеманн из Rhodium Group.

Китайские власти всегда подчеркивали, что резкое удорожание юаня ударит по экспортерам страны. Во время кризиса 2008 года, Китай снова "привязал" юань к доллару, чтобы поддержать производителей и сохранить рабочие места в секторе, где заняты не менее 130 млн человек.

Однако Пекин в последнее время мало что говорит о поддержке в условиях роста юаня, указывая на то, что приоритеты правительства сместились к борьбе с инфляцией и коррекции макроэкономических дисбалансов.

Напомним, Китай разрешил более быстрый подъем юаня под давлением торговых партнеров. Он подорожал на 6,3% к доллару за прошлый год и на 3,1% с начала текущего года, и теперь китайские экспортеры жалуются.

Су Сяовань из Guangzhou Kadier Handbag Co сказал, что внимательно наблюдает за удешевлением доллара к юаню, добавив, что переложить дополнительные расходы на потребителей будет сложно. Компания увольняет рабочих и переводит фабрики в сельскохозяйственные районы с низкой стоимостью аренды.

"Мы не придумали никакого настоящего решения, но прибыль такая низкая, что нам приходится что-то делать. Нам приходится изобретать способы повышения производительности и отказываться от простого приема заказов и производства для иностранных компаний. Возможность для получения прибыли у нас настолько невелика, что получение заказов не означает, что мы можем сделать хорошие деньги. Некоторые клиенты уходят к поставщикам, которые могут предложить более низкие цены, например африканским", - отметил Сяовань.