Кризис привел к всплеску экономической преступности в Германии

Глобальный финансово-экономический кризис привел в Германии к всплеску экономической преступности. Федеральное ведомство уголовной полиции (BKA) в Висбадене опубликовало данные, согласно которым в 2009 году было зафиксировано 101 340 правонарушений в экономической сфере. Это означает рост на 19,9 процента. Таким образом, продолжился тренд, начавшийся еще в конце 2008 года, подчеркнул глава BKA Йорг Цирке. О том, как развивается ситуация в нынешнем году, его ведомство пока ничего не сообщает.

Четкого определения термина "экономическая преступность" в Германии нет. К этой сфере причисляют и финансовые аферы, и биржевые махинации, и растрату, и затягивание банкротства, и нарушения правил конкуренции, включая пиратское копирование. Доля подобных деяний в общей массе зарегистрированных немецкой полицией преступлений составляет всего 1,6 процента. Зато причиненный ими ущерб достиг в 2009 году 3,43 млрд евро. Это - почти половина того ущерба, который был нанесен всеми попавшими в полицейскую статистику уголовными преступлениями (7,2 млрд евро).

Судя по отчету BKA, в 2009 году экономические преступники активизировались, прежде всего, в двух областях. С одной стороны, это правонарушения, так или иначе связанные с финансированием и кредитованием, а также с подделкой платежных средств и документов. Тут число заведенных дел выросло за год на 176 процентов и достигло 19 792, что, правда, существенно меньше зафиксированного в 2006 году пикового показателя. Тем не менее, с тех пор количество подобных деяний стремительно сокращалось. И вот из-за кризиса оно скачкообразно возросло, главным образом за счет роста махинаций с товарными кредитами. В то же время мошенничества при предоставлении ссуд и при оказании посреднических услуг в кредитной сфере стало меньше.

Другой областью, где произошла заметная активизация экономических преступников, оказалась сфера капиталовложений, операций с ценными бумагами и долевыми участиями. Тут рост зафиксированных правонарушений, число которых достигло 18 313, составил аж 214 процентов. Прежде всего, это произошло потому, что более чем в три раза увеличился поток дел, возбужденных обманутыми вкладчиками и инвесторами.

Глава BKA Йорг Цирке полагает, что необычный рост числа возбужденных дел в двух упомянутых сферах отчасти может быть результатом деятельности организаций, защищающих права потребителей. Вполне вероятно, что развернутая ими в ходе кризиса активная разъяснительная работа привела к тому, что пострадавшие просто стали чаще обращаться в полицию.

Тем более, что раскрываемость преступлений в экономической сфере чрезвычайно высока. В 2009 году она составила 91,7 процента, тогда как из общего числа уголовных правонарушений раскрыть удалось чуть больше половины (55,6 процента). Впрочем, Федеральное ведомство уголовной полиции особо отмечает, что жертва экономического преступления, как правило, лично знает виновника, а потому найти его обычно большого труда не составляет. В таком случае дело, с точки зрения полицейской статистики, уже считается раскрытым. Будет ли обвиняемый признан виновным в суде и возместит ли он хотя бы частично нанесенный ущерб - это уже совсем другая история.

Отчет BKA за 2009 год преподнес еще один сюрприз: число экономических преступлений, совершенных при помощи интернета, после всплеска в 2008 году упало сразу на 34,8 процента до 10 719 дел. Таким образом, в прошлом году всемирная компьютерная сеть использовалась в Германии лишь в каждом десятом экономическом правонарушении, причем в большинстве случаев речь шла о мошенничестве. Однако и тут представители немецкой уголовной полиции призывают общественность особо не обольщаться: они считают, что нынешнее сокращение числа преступлений с использованием интернета является скорее случайным явлением, чем свидетельством устойчивого тренда.

По материалам Deutsche Welle