МВФ призывает Россию отказаться от нефтяной "подпорки" и провести "масштабные реформы"

МВФ призывает Россию отказаться от нефтяной "подпорки" и провести "масштабные реформы"

России необходимы масштабные реформы экономической политики с опорой на привлечение инвестиций, жесткую бюджетную политику и более эффективное использование ресурсов. Докризисные факторы роста российской экономики уже исчерпаны, говорится в ежегодном обзоре МВФ по российской экономике.

“Необходимы масштабные реформы экономической политики, чтобы реализовать среднесрочный потенциал российской экономики и уменьшить ее факторы уязвимости, – говорится в документе, который цитирует “Финмаркет”. – Невозможно снова обратиться к модели роста докризисных лет, базировавшейся на повышении цен на нефть, увеличении загрузки свободных мощностей и сокращении технологического отставания. Рост в следующем десятилетии с необходимостью должен опираться на более эффективное использование ресурсов и расширение инвестиций”.

Для этого эксперты Фонда предлагают улучшать корпоративное управление, чтобы повысить прозрачность экономики, и инвестиционный и деловой климат, уменьшать степень регулирования и участие государства в экономике, укрепить основы макроэкономической политики и финансовый сектор.

Эти усилия будут поддерживаться и расширяться благодаря дальнейшей интеграции в мировую экономику, в том числе благодаря окончательному вступлению в ОЭСР, считают авторы доклада.

В целом сейчас баланс рисков в российской экономике склоняется в негативную сторону, в том числе вследствие возможных внешних (например, цен на нефть) и внутренних (например, настроений инвесторов) потрясений, считают эксперты.

Экспансионистская налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика в лучшем случае могут привести только к скромному и неустойчивому в долгосрочном плане увеличению ВВП, создавая при этом условия для перегрева экономики и повышения неопределенности в отношении проводимой государством политики.

Для сдерживания инфляции и снижения рисков официальным органам следует продолжать проведение текущей денежно-кредитной политики с тенденцией в сторону ее ужесточения, сдерживать дополнительные меры бюджетного стимулирования и рассмотреть вопрос о проведении дополнительных мер по уменьшению чрезмерного роста розничного кредитования, говорится в документе.

Правительству нужно постепенно ужесточить бюджетное правило, восстановить бюджетные буферные резервы и направлять в состав сбережений более значительные объемы доходов от невозобновляемых нефтяных запасов страны, ЦБ РФ следует завершить свой переход к гибкому обменному курсу и системе целевых показателей инфляции к концу 2014 года, считают в МВФ.

Политическое давление в пользу стимулирования экономики в краткосрочной перспективе создает угрозу для стабильности и только что созданных опор макроэкономической политики, говорится в докладе.

В то же время Россия сейчас лучше подготовлена к тому, чтобы противостоять неблагоприятным потрясениям, чем ранее. Более гибкий обменный курс может амортизировать внешние потрясения, а повышение потенциала в области урегулирования кризисов должно облегчить своевременное предоставление достаточной ликвидности для уменьшения последствий для банков. Более значительные международные резервы обеспечивают буфер. Новое, основанное на цене нефти, бюджетное правило создает опору для краткосрочных ответных мер налогово-бюджетной политики в случае потрясений цен на нефть.

Однако в условиях, когда уровень Резервного фонда ниже целевого, официальные органы сталкиваются с опасностью проциклических бюджетных корректировок в случае крупного и продолжительного спада цен на нефть, предупреждают эксперты.

По их мнению, официальным органам следует противодействовать давлению в сторону повышения государственных расходов в 2013 году. Дополнительные стимулы в лучшем случае могут привести только к скромному и неустойчивому в долгосрочном плане повышению роста, но с негативными последствиями, такими как усиление инфляционного давления и повышение волатильности обменного курса.

МВФ настойчиво призвал официальные органы постепенно, начиная с 2014 года, ужесточать налогово-бюджетную политику на дополнительные 0,4% ВВП в год (относительно базисного сценария). Благодаря этому к 2018 году Резервный фонд будет восстановлен до уровня примерно 7% ВВП. “Этот уровень позволит официальным органам поддерживать расходы в рамках бюджетного правила в течение двух лет без обращения к дополнительным займам на рынке, если цена на нефть снизится до 60 долларов”, – говорится в отчете.