Мировые эксперты обещают доллару длительный рост

Мировые эксперты обещают доллару длительный рост

В результате опасений по поводу роста мировой экономики и неопределенности монетарной политики США рост доллара в октябре замедлился. Но центральные банки снова разогнали его, с далеко идущими последствиями для цен на сырьевые товары и мировые потоки инвестиций.

Агрессивное расширение японской программы стимулирования через два дня после того, как Федеральная резервная система США объявила об окончании количественного смягчения и подготовке к первому повышению процентных ставок, вызвало потрясение на валютных рынках. В результате такого расхождения в стратегиях иена опустилась относительно доллара до самого низкого уровня с конца 2007 г. и это еще не предел.

По словам Алана Раскина, специалиста по стратегиям из Deutsche Bank, японские инвесторы и компании «скорее всего будут догонять рынок», а статус иены как лучшей валюты для краткосрочных спекуляций закрепится.

Национальный пенсионный фонд Японии усилит эту тенденцию, поскольку переводит значительную долю своих авуаров в иностранные активы.

Тем временем доллар достиг четырехлетнего максимума относительно корзины валют, что стало отражением разговоров о том, что другие центральные банки будут чувствовать необходимость последовать примеру Банка Японии. Торговым конкурентам в Азии, например Южной Корее и Тайваню, может понадобиться слабая валюта, чтобы сохранить конкурентоспособность. Ситуация для Европейского центрального банка, который и так уже вынуждают запустить масштабные закупки правительственных облигаций, может ухудшиться, если более слабая иена окажет дефляционное влияние на еврозону.

«Рынок скоро задастся вопросом, какой из центральных банков первым пойдет по стопам японского и ослабит политику, — сказал Пол Макел, специалист по стратегиям из HSBC. — Одно совершенно ясно: единственный, кто в итоге выиграет, — доллар США».

Однако хотя многие валютные трейдеры уверены в росте доллара, масштаб этого роста и его последствия для других классов активов сложно предсказать. Когда доллар начинает двигаться, тенденция может стать крупной и длительной: в период слабости, длившийся с 2002 г. до начала финансового кризиса, он упал более чем на 25 %. С 2011 г. он восстановил свыше половины от тех потерь. Это заставило многих аналитиков говорить, что ему предстоит длительный период роста.

Прошлые периоды сильного доллара сопровождались высокими показателями американских акций — растущая валюта повышала привлекательность американских активов для иностранных инвесторов, — а также снижением цен на сырье, особенно на драгоценные металлы, но и на базовые, энергию и сельскохозяйственную продукцию. В 1980-х и 1990-х годах сильный доллар вызвал кризисы на развивающихся рынках — их валюты обесценивались и задолженность, номинированная в долларе, возрастала.

Это напоминает тенденции последнего времени. С лета цены на сырье упали. Последний всплеск доллара сопровождался рекордно высоким показателем индекса акций S&P 500 и падением цены золота до самого низкого уровня с 2010 г. Это увеличило давление на развивающиеся рынки, например Бразилию и Россию, которые повысили процентные ставки в ответ на политические волнения и низкие цены на сырье.

Однако аналитики из Barclays предостерегают: не следует считать, что долларовая тенденция будет следовать какому то «типичному» образцу. Ведь для сырья и связанных с ресурсами акций как минимум так же, как доллар, важен путь развития экономики Китая.

Сильный доллар и высокий уровень индекса S&P могут быть и не связаны. Стимулирование ФРС удерживало доллар слабым, одновременно способствуя росту американских акций. Перспектива ужесточения монетарной политики может подхлестнуть доллар, но сказаться на акциях, особенно если международным корпорациям придется бороться с замедлением общемирового роста.

«Опасность заключается в том, что повсеместная слабость [в мире] очень быстро приведет к излишнему росту доллара», — предостерегает Диана Чойлева, экономист в Lombard Street Research.

Более того, низкие цены на сырье обостряют ситуацию с низкой инфляцией, охватывающей практически все развитые экономики, включая США. Аналитики считают, что США будут толерантны относительно высоких процентных ставок, поскольку их экономика намного больше зависит от потребления (которое получит толчок), чем от экспорта.