Правда о фискальном фиаско Америки

Правда о фискальном фиаско Америки

Внимательный наблюдатель, глядя за безумными политическими стычками и фантастическими вариантами решения проблемы, звучавшими в течение последних нескольких недель, может прийти к выводу, что Штаты стоят на пороге фискальной катастрофы. Но это не так. Фискальное положение в стране существенно улучшилось и не представляет никакой угрозы в среднесрочной перспективе. Единственный фискальный кризис, назревающий в стране, связан с попытками его упредить. Главный же вопрос заключается в том, какое правительство нужно американцам, и как они хотят оплачивать его работу. В период с 2007 по 2009 годы фискальный дефицит правительства США, как на федеральном, так и на местном уровне, подскочил с 2.7% от ВВП до 12.9% на фоне финансового кризиса. Однако согласно последним прогнозам международного валютного фонда, дефицит в этом году составит 5.8% от ВВП, а в 2015 – 3.9%. Считается, что большая часть ужесточения будет носить структурный характер, с учетом того, что дефицит снизится до 3.9% по сравнению с 8% в 2010 году. Фискальная консолидация в масштабе 2.6% объясняет слабый рост экономики. Но влияние консолидации будет ослабевать, а это значит, что экономика наберет темп.

Последние отчеты Бюджетного комитета Конгресса также наводят на оптимистичные мысли. Они демонстрируют снижение коэффициента федерального долга в процентном отношении к ВВП за последние десять лет с 73% до 71%. Прогнозы, как всегда, основаны на текущих законах. В прошлом году этот подход создал ряд сложностей для СВО. Он выдал два прогноза: базовый и альтернативный. Базовый прогноз предполагал, что период сниженных налогов, введенных в период правления Джорджа Буша, завершится, как того требует закон. Под влиянием этого и ряда других факторов, налоговые поступления к 2037 году достигнут 24% от ВВП. Однако мало кто в СВО верил в подобный сценарий – и, как оказалось, сомнения были ненапрасными: отменить налоговые сокращения Буша не так-то просто. Поэтому Комитет предложил альтернативный вариант развития событий. Он предполагал, что сокращение налогов (и освобождение от альтернативного минимального налога) продлится до 2022 года включительно. Тогда к 2022 году объем налоговых поступлений достигнет 18.5% от ВВП. Согласно новым прогнозам, через четверть века долг достигнет 100% от ВВП – это хуже прошлогоднего базового сценария, в соответствии с которым срок действия налоговых льгот истекал, но намного лучше, чем альтернативный сценарий.

Неужели в будущем все так плохо? Нет. Штаты могут сдержать рост долгов перед обществом на уровне 100% от ВВП. Это высокий показатель, но с ним можно справиться. Сколько это будет стоить? Зависит от реальной процентной ставки. Если она не будет превышать реальный показатель роста (в соответствии с долгосрочными прогнозами), чтобы стабилизировать коэффициент долга, стране даже не понадобится первичный фискальный профицит. Более того, повышение налоговых сборов и сокращение расходов, необходимые, чтобы сдержать долг на отметке 73%, составят 0.8% от ВВП сейчас и 1.3% от ВВП в 2020 году. Это не так уж и много по сравнению с тем, что было достигнуто за последние годы. В Комитете считают, что “снизить уровень долга до 39% от ВВП к 2038 году можно только одновременно повысив налоговые поступления, и сократив расходы, не связанные с выплатами процентов на сумму 2% от ВВП в течение ближайших 25 лет”. Согласно прогнозам 2012 года, отмена налоговых льгот Буша помогла бы пройти большую часть пути в этом направлении. Следует отметить, что в 1990-х, до этих слишком щедрых налоговых льгот, экономика США показывала хорошие результаты, поэтому странно, что Барак Обама не дал им просто закончиться, когда у него была такая возможность, в борьбе за “фискальный обрыв” в конце 2012 года. Тогда он бы получил преимущество в вопросе фискальных корректировок, которого ему сейчас так недостает. Вместо этого он оставил стране муки секвестера.

Хотя, не исключено, что для сокращения долга понадобятся дополнительные фискальные корректировки. Во втором квартале 2013 года, ВВП был на 14% ниже тренда, сформированного в период с 1980 по 2007 годы. Они могли бы покрыть большую часть дефицита. На самом деле, Лоуренс Саммерс, бывший глава Минфина США, акцентировал внимание на том, что прогнозы в отношении разницы между показателями налоговых поступлений и расходов сроком на четверть века слишком туманны. Во-первых, нам не известны темпы экономического роста, а во-вторых, знающие свое дело политики способны скорректировать его не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. На американском экономическом горизонте пока не предвидится никаких кризисов фискальной устойчивости. Прежде чем предпринимать что-то, можно безболезненно дожить до 2020-х. Но это не значит, что у страны нет важных нерешенных фискальных вопросов. Пять можно назвать навскидку.

Во-первых, секвестр – дело условно-добровольное. Это нужно изменить. Во-вторых, как верно подметила Эзра Кляйн из The Washington Post, федеральное правительство – это страховой конгломерат, за которым стоит мощная действующая армия. Согласно прогнозам СВО, расходы на социальное обеспечение за последующие двадцать пять лет вырастут с 4.9% от ВВП до 6.2%, а затраты на здравоохранение увеличатся с 4.6% до 8%. Остальные расходы, в том числе на науку и образование, придется резко сократить. Если расходы на оборону в 2038 году составят 4%, то все остальные статьи расходов, не считая соцобеспечения и медицины, не превысят 3% – слишком мало для поддержания ключевых сфер обслуживания. В-третьих, часть решения основана на сокращении расходов на пенсии и снижении медицинских затрат. В отношении последнего у страны есть хорошая возможность. Правительство США тратит на здравоохранение примерно такую же долю от ВВП, как и европейские обеспеченные страны, но при этом доля населения, попадающая под эту программу, значительно меньше. Должен быть способ обеспечивать тот же уровень услуг за меньшие деньги, или больше услуг за те же деньги. В-четвертых, Штатам нужны фискальные реформы. Здесь есть куда повышать эффективность и над чем работать.

Наконец, доля налоговых поступлений в ВВП должна вырасти. СВО прогнозирует, что к 2038 году она достигнет 19.7% – это очень мало, если, конечно, Чайной партии не удастся сократить расходы на социальное обеспечение и Medicare. Учитывая возрастную структуру этой группы, сложно рассчитывать на нечто подобное. Данные СВО говорят о том, что федеральные налоговых поступления должны увеличиться до 22% от ВВП. Это вполне реальная цель. Но именно она определяет реальную природу спора. Которая никак не связана с долгом. Готовы ли американцы платить налоги, необходимые для финансирования правительства, которое они сами и легализовали? Штаты разработали крупные социальные программы. Но при этом они не могут договориться о налогах на оплату этих программ без ущерба другим важным функциям государства. Это противостояние маскируется риторикой о неустойчивых уровнях долга и демотивирующих последствиях незначительного повышения налогов. Штаты сами создают себе большую фискальную проблему, потому что не могут договориться о том, что должно делать правительство, и чем за это платить. Но в первую очередь нужно просто прекратить надуманный кризис последних нескольких недель.

Мартин Вулф, The Financial Times