Рейтинг GAMMA НК «КазМунайГаз» подтвержден на уровне GAMMA-4+ и отозван по инициативе Standard & Poor’s

Сегодня Служба рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's сообщила о подтверждении и одновременном отзыве рейтинга GAMMA (governance, accountability, management, metrics, and analysis - «Анализ и оценка эффективности корпоративного управления, подотчетности и менеджмента») АО «Национальная компания "КазМунайГаз"» (НК КМГ) GAMMA-4+, по шкале с градациями оценки от 1 (низкий) до 10 (высокий).

Как сообщает Standard & Poor's, рейтинг корпоративного управления GAMMA НК КМГ отозван по инициативе Standard & Poor's в связи с решением Standard & Poor's прекратить оказание услуг по оценке корпоративного управления по методологии GAMMA. Вместе с тем Standard & Poor's продолжит проводить оценку корпоративного управления в рамках кредитного анализа.

 

«Мы положительно оцениваем стремление Совета директоров и менеджмента компании устранить те недостатки корпоративного управления, которые ограничивали уровень рейтинга GAMMA. К ним относятся недостаточная свобода НК КМГ в вопросах стратегии, а также неопределенность в отношении социальной нагрузки, которая может быть возложена на компанию в будущем, - отметил аналитик Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's Олег Швырков. - Однако может потребоваться время для того, чтобы эти инициативы принесли конкретные результаты и стандарты корпоративного управления в компании повысились».

 

Рейтинг GAMMA НК КМГ - результат оценки по четырем компонентам анализа, с градациями оценки от 1 до 10:

 


  • Влияние акционеров - 4+

  • Права акционеров - 5

  • Прозрачность, аудит и управление рисками - 5+ (повышен с 5)

  • Эффективность Совета директоров, стратегический процесс, система мотивации - 4+

 

Standard & Poor's отмечает следующие сильные стороны практики корпоративного управления НК КМГ:

 


  • представители акционера и независимые директора имеют высокую квалификацию и значительный опыт работы в отрасли. Они обеспечивают тщательный надзор за деятельностью менеджмента; при этом решения, как правило, принимаются на основе консенсуса. Независимым директорам принадлежит большинство мест во всех комитетах при Совете директоров;

  • компанию отличает высокий уровень прозрачности, в частности, в 2011 г. существенно сократились сроки раскрытия информации. Аудит годовой отчетности НК КМГ по МСФО проводит известная международная аудиторская компания Ernst & Young;

  • все основные элементы системы управления рисками внедрены и опробованы на практике. Служба внутреннего аудита подотчетна комитету по аудиту Совета директоров; в своей работе она использует риск-ориентированный подход;

  • НК КМГ является наиболее ценным активом фонда «Самрук-Казына». Правительство Казахстана проводит работу по повышению уровня корпоративного управления в подконтрольных ему компаниях. Так, по инициативе правительства и «Самрук-Казыны» в Советы директоров дочерних обществ фонда были введены компетентные независимые директора, повысилась прозрачность компаний группы, были внедрены процедуры управления рисками.

 

Вместе с тем проведенный Standard & Poor's анализ выявил некоторые недостатки, присущие системе корпоративного управления компании:

 


  • правительство Казахстана может оказывать влияние на НК КМГ с тем, чтобы ресурсы компании направлялись на финансирование проектов, имеющих государственное значение, но не являющихся профильными и соответствующими инвестиционным критериям НК КМГ. Вследствие такого влияния в прошлом НК КМГ имеет на балансе значительное количество непрофильных активов. Такая нагрузка может отвлекать управленческие ресурсы от основной деятельности и затруднять оценку работы менеджмента;

  • НК КМГ нередко служит инструментом государственной политики, например, обеспечивая поставки нефтепродуктов на внутренний рынок по доступным ценам. Деятельность компании в казахстанском секторе нефтепереработки имеет преимущественно социальную направленность. НК КМГ не обладает полной самостоятельностью в определении политики вознаграждения менеджмента и стратегического процесса;

  • НК КМГ имеет ограниченную самостоятельность в вопросах стратегического планирования. В то же время «Самрук-Казына» и правительство нередко затрудняются однозначно сформулировать стратегические ориентиры в отношении компании. Это негативно влияет на эффективность стратегического планирования компании;

  • независимым директорам принадлежит меньшинство голосов в Совете директоров, и они не имеют формального права вето. В 2010-2011 гг. они принимали участие в большинстве заседаний Совета директоров и его комитетов в заочной форме (по телефону); по мнению Standard & Poor's, это ограничивает их влияние на принимаемые решения;

  • существует ряд недостатков в области раскрытия информации, работа с инвесторами только начинает развиваться.

 

Также сообщается, что мнения, представленные в распространенном пресс-релизе, отражают позицию Службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor's и не выражают позицию других аналитических служб Standard & Poor's. Рейтинги корпоративного управления, рейтинги GAMMA и другие аналитические услуги, предоставляемые Standard & Poor's, являются результатом отдельного вида деятельности, цель которого - сохранение независимости и объективности каждого аналитического процесса.

Источник: bnews.kz