Skype отбирает прибыль у мобильных операторов

Skype отбирает прибыль у мобильных операторов

В Украине ежемесячное количество пользователей VoIP-сервиса Skype с помощью мобильных устройств составило к февралю 2014 г. 1,86 млн. При этом общая украинская аудитория сервиса достигла 8,4 млн, что на 44% больше прошлогоднего показателя. Об этом свидетельствуют данные эксклюзивного селлера рекламы Skype в Украине компании Admixer, пишет газета “Капитал”.

По итогам 2013 г. количество смартфонов в сети “Киевстар” увеличилось на 1,4 млн, или на 44% по сравнению с предыдущим годом. При этом смартфонов на базе Android стало в 2,5 раза больше — почти 2,5 млн. Число устройств на базе iOS увеличилось почти на 200 тыс. единиц и составило 454 тыс. Схожая ситуация и у второго по величине оператора — “МТС Украина”. В прошлом году в его сети насчитывалось 4,8 млн смартфонов, из которых более 2,7 млн — на базе Android и 507 тыс. — на iOS.

В отличие от операторов связи, Skype позволяет совершать звонки бесплатно, если они осуществляются между абонентами сервиса. Плата взимается лишь за звонки по Skype абонентам обычных телефонных сетей либо с мобильных на стационарные телефоны.

Таким образом, быстрое развитие сервиса ведет к стремительному падению доходов украинских операторов связи от международных и междугородных звонков.

Согласно отчету Национальной комиссии по вопросам регулирования связи и информатизации, начиная с 2009 г. доход от предоставления услуг междугородной телефонной связи ежегодно снижается в среднем на 17,8% и в 2013 г. составил 1,4 млрд грн, а доход от услуг международной связи снижается в среднем на 15,3% (788,7 млн грн в 2013 г.).

“В первую очередь от роста популярности Skype страдает компания “Укртелеком”, на долю которой приходится около 70 % международных звонков”, — заявлял ранее аналитик компании Concorde Capital Александр Паращий. Согласно прошлогодним данным Admixer, в 2012 г. при средней длительности звонка в 31 мин. пользователи Skype выговорили 279 млн мин.

В “Укртелекоме” признают: часть потребителей отдает предпочтение интернет-сервисам, что уменьшает количество звонков за рубеж с помощью обычной телефонной связи. Но, по словам представителя компании, такая тенденция наблюдается и у мобильных операторов.

По его мнению, изменить ситуацию можно, если ввести государственное регулирование подобных сервисов в Украине. “Мы полагаем, что добиваться госрегулирования сферы интернет-телефонии могут мобильные операторы, на доходе которых отражается развитие и использование таких услуг” — заявил он, добавив, что вопрос лицензирования Skype в России активно лоббировал мобильный оператор МТС.

При этом коммерческий директор “Киевстар” Сантьяго Аргелич говорит, что компания “Киевстар” не намерена бороться с подобными сервисами. “Мы не намерены бороться ни со Skype, ни с WhatsApp, это хорошие сервисы, они хорошо выполняют свою работу”.

По словам основателя контент-провайдера Jump Ukraine Игоря Шрайбмана, в мире есть операторы мобильной связи, у которых мессенджеры уже отобрали около 30% объема sms-сообщений. “Skype, WhatsApp и другие подобные сервисы стимулируют рост дата-трафика и пользование интернетом вообще. А на пользовании интернетом мы как раз и собираемся зарабатывать”, — добавляет директор по маркетингу “Киевстар” Сантьяго Аргелич. Он напоминает, что во многих странах, например в США, операторы уже не зарабатывают на голосовой связи — она предоставляется абоненту в качестве бонуса к интернет-пакетам.

Напомним, по итогам 2013 г. абоненты “Киевстар” использовали 8,5 тыс. терабайт интернет-трафика, что на 50 % больше, чем в 2012 г. А доход от мобильного оператора компании “МТС-Украина” в прошлом году показал 3% роста и составил 1 мрлд грн. Но Шрайбман считает, что потеря дохода от sms-направления не может быть пропорциональной доходу от предоставления мобильного интернета.