Рейтинг банков*

1. Казкоммерцбанк 62
2. ForteBank 56
3. Kaspi Bank 51
4. Цеснабанк 46
5. Евразийский Банк 44
6. Жилстройсбербанк 34
7. Сбербанк России 32
8. Народный сберегательный банк Казахстана 31
9. Банк ЦентрКредит 29
10. Хоум Кредит Банк 22
* Рейтинг банков Казахстана рассчитывается по методике AllBanks.kz.
Банки Казахстана: Все Астана Алматы

Центробанки против правительств

Центробанки против правительств

Безрассудное ужесточение центральных банков держит правительства на коротком поводке. Немецкий Бундесбанк отнюдь не зря напоминает нам о том, что беспрецедентная монетарная аккомодация в Еврозоне ведет к нежелательным побочным эффектам. В частности, она позволяет политикам расслабиться и не спешить с бюджетной консолидацией и реализацией структурных реформ. Так, например, летом 2011 года, как только Европейский центральный банк провел интервенцию, купив государственные облигации Италии и Испании через Программу покупки ценных бумаг, а спред отодвинулся от исторических максимумов, правительства этих стран начали сдавать назад по своим прежним обещаниям в отношении реформ. Примерно то же самое случилось два года спустя, когда было объявлено о запуске Программы прямых денежных операций – ЕЦБ помог снять напряжение на рынке, но и потребность в реформах резко снизилась. Между тем, пока не ясно, каким образом центральные банки должны учитывать эти последствия в своих политических концепциях. Иными словами, должны ли Центробанки калибровать свою монетарную политику – в частности, ужесточать ее сильнее, чем могло бы потребоваться при других обстоятельствах – чтобы держать правительства на коротком поводке, вынуждая их выполнять свою часть работы? Да, есть немало причин поступить именно так, но, в конечном счете подобная калибровка будет серьезной ошибкой. И для этого есть ряд причин.

Во-первых, Центробанк поставит под угрозу реализацию собственных задач – для ЕЦБ такой задачей является обеспечение ценовой стабильности. Если центральный банк перейдет к более ограничительной монетарной политике, просто чтобы оказать давление на политиков, он упустит из виду собственную цель – инфляцию на уровне 2%. В нынешних условиях, при инфляции ниже 1%, выполнение ключевой задачи Центробанка уже под угрозой. Во-вторых, используя свои политические инструменты не только для достижения ценовой стабильности, но и для воздействия на правительства, центральный банк подрывает основы собственной независимости. Эта независимость базируется на предположении о том, что Центробанк занимается исключительно своими задачами, и не идет на компромиссы. Только выбранные политики могут выбирать между взаимоисключающими целями. У Центробанка нет полномочий влиять на решения правительств.

В-третьих, совсем не очевидно, что более высокие процентные ставки, чем необходимо в сложившихся экономических условиях, побудят политиков к реализации необходимых политик. Реакция в значительной мере зависит от того, есть ли у правительства место для маневра, и от общей экономической ситуации. Опыт Еврозоны в период кризиса говорит о том, что слишком жесткая монетарная политика и кредитные условия ведут к ослаблению экономики и могут спровоцировать рецессию, что контр-продуктивно и, в конечном счете, может вылиться в рост государственного долга, а не в сокращение. Это, в свою очередь, настроит общественность против подобных политик. Теория и практика показывают, что фискальные сокращения успешны только в том случае, если они реализуются в подходящих монетарных условиях, в частности, когда номинальная процентная ставка ниже, чем номинальные темпы роста экономики.

В-четвертых, благоприятный эффект структурных реформ проявляется не сразу, о чем свидетельствует опыт Германии 2002-2004 годов. Если монетарные условия остаются слишком жесткими, а фискальная консолидация – слишком резкой, цена структурных реформ оказывается слишком высокой, что демотивирует политиков. И, наконец, попытки использовать монетарную политику для подталкивания правительств к реализации фискальной консолидации и структурных реформ не позволят добиться желаемых результатов в Еврозоне. Страны Еврозоны применили жесткие меры фискальной консолидации и реализовали гораздо больше реформ, чем другие крупные экономики – такие как США, Япония и Великобритания – при этом они были лишены монетарных стимулов, что нашло свое отражение в укреплении курса евро. Не удивительно, что экономические показатели валютного союза оставляют желать лучшего. Экономика в регионе практически не растет, серьезно отставая от своих конкурентов, а дефляция преследует ее по пятам. Подводя итог, можно сказать, что на угрозу, связанную с вмешательством центральных банков в фискальную политику, нужно смотреть под другим углом. Именно попытки повлиять на фискальную политику через более существенное ужестоение монетарной политики, чем предполагают сложившиеся условия и требования обеспечения ценовой стабильности – и отказ от использования всех доступных инструментов монетарной политики, включая интервенции на крупнейшем финансовом рынке – рынке государственных облигаций – ставят под угрозу успешность других политик и эффективность работы самого Центробанка. А, обеспечивая ценовую стабильность, и осложняя таким образом достижение других политических целей, Центробанк никак не может поставить под угрозу свой главный и наиболее ценный актив: свою независимость.

Лоренцо Бини Смаги, The Financial Times

18.07.2014, 20:29
Похожие новости:
написать комментарий
Комментарии Facebook

Главные новости RSS

Samsung научит шлем Gear VR отслеживать выражение лица пользователя
Вчера, 16:37
ТОП-5 самых дорогих продуктов в мире
Вчера, 16:37
Motorola временно отказалась от выпуска "умных" часов
Вчера, 16:35
Apple рассказала, когда выпустит беспроводные наушники - СМИ
03.12.2016, 17:10
Китай представил план развития цифрового государства
03.12.2016, 17:06