Всемирный банк пророчит России долговой кризис «греческого типа» к 2030 году

Всемирный банк пророчит России долговой кризис «греческого типа» к 2030 году

Если Россия не пересмотрит свою макроэкономическую политику, то уже через 20 лет может повторить участь Греции, считают во Всемирном банке (ВБ). Российские экономисты признают, что безоглядная ориентация на нефтегазовую ренту и накапливание социальных расходов действительно могут повести Россию по этому сценарию, причем гораздо раньше.

«На данный момент экономика держится на ценах на нефть, а не на рассудительной макроэкономической политике», — заявил в пятницу экономист Всемирного банка Сергей Улатов (цитата по Bloomberg). Если правительство всерьез не задумается о сокращении расходов, то через 20 лет Россия может повторить путь Греции и обрасти непосильным грузом госдолгов, предсказал он.

Даже если цены на нефть удержатся на уровне 115 долл. за баррель, страна не сумеет покрыть дефицит пенсионного фонда уже к 2015 году. К тому же масштабные инфраструктурные проекты, такие как Олимпиада в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году, создадут дополнительную бюджетную нагрузку, уверен экономист ВБ. «России придется брать кредит. Сейчас в стране есть достаточно мощностей, но насколько их хватит?» — говорит он.

Профессор Российской экономической школы, научный руководитель Центра экономических и финансовых исследований и разработок Наталья Волчкова разделяет точку зрения экономиста ВБ. Даже несмотря на то что агрегированный госдолг России относительно мал по сравнению с другими странами, последнее десятилетие с экспоненциальным ростом расходов госбюджета может свести позитивный тренд на нет.

«Очень хорошая иллюстрация: в районе 2000 года расходы бюджета примерно балансировались при цене нефти ниже 30 долл. за баррель. Сегодня — при цене 118 долл. Добыча нефти не сократилась за этот период», — поясняет г-жа Волчкова, добавляя, что даже расходы на олимпиады и другие мировые спортивные мероприятия не объясняют такой прирост.

Если в 2004 году ненефтегазовый дефицит составлял 2,4% ВВП, то в 2008-м он уже был 6,5% ВВП, в 2009-м — 13,7% ВВП, в 2010-м — 11,8%. «По оценкам ЦМИ, после принятия поправок к закону о бюджете на 2011 год (в мае) ненефтегазовый дефицит бюджета в текущем году при среднегодовых ценах на нефть на уровне 105 долл. за баррель составит около 11,2% ВВП. Неф­тегазовые доходы в 2011 году составят не менее половины всех доходов федбюджета. При этом для объема госрасходов 2011 года среднегодовой уровень неф­тяных цен, обеспечивающий бездефицитный бюджет, составляет около 118 долл. за баррель», — приводит оценки начальник отдела Центра макроэкономических исследований Сбербанка Надежда Иванова.

Такая тенденция ставит Россию в большую зависимость от любых негативных изменений внешнеэкономической конъюнк­туры и, как следствие, ведет к росту бюджетного дефицита и необходимости наращивать госзаимствования. Соглашаясь с позицией Всемирного банка в том, что госдолг России может вырасти в разы, г-жа Иванова добавляет, что Греция смогла долго финансировать дефицит госбюджета и накопить такой большой госдолг, будучи членом еврозоны и пользуясь привилегией занимать на рынках под ставки первоклассных заемщиков. У России не будет такого преимущества, и поэтому кризис может случиться раньше 2030 года.

Эксперты соглашаются, что основной проблемой бюджета является накопление соцрасходов, от которых невозможно отказаться. «В итоге снижение цены нефти на 20% уже сделает российский бюджет дефицитным. А если снижение цены окажется сколько-нибудь длительным, то это и приведет к долговому кризису по типу греческого. Но у России в отличие от Греции есть возможность девальвации валюты», — говорит г-жа Волчкова.

«Если долг будет увеличиваться, но при этом возрастет инвестиционная активность, то никаких серьезных рисков дефолта не возникает. Если же деньги проедаются, то возможен и негативный сценарий даже при невысоком уровне долга», — соглашается руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов.

«2030 год — это очень далекая перспектива. Даже Нострадамус не предскажет повороты российской экономики в средней или долгосрочной перспективе», — скептичен управляющий партнер по операционной деятельности «Эрнст энд Янг» по СНГ Виталий Пыльцов.