Япония и Индия создают зону свободной торговли

Япония и Индия создают зону свободной торговли

Согласно двустороннему соглашению, в течение 10 лет Индия отменит все пошлины и прочие ограничения на 90% товаров японского экспорта в Индию, в том числе на детали и узлы автомобилей, электротехнику, оборудование для производства машин. Япония обнулит пошлины на 97% товаров, импортируемых из Индии, в первую очередь на продовольствие, морепродукты и медикаменты. При этом рис, зерно и молочная продукция будут облагаться пошлинами, так как Токио ограничивает их закупки за рубежом для защиты интересов собственных крестьян.

Ожидается, что режим свободной торговли увеличит товарооборот в текстильной, фармацевтической, автомобильной промышленности и в сфере обслуживания. Будут значительно снижены тарифы на широкий спектр товаров, от DVD-проигрывателей до пиломатериалов. Япония откроет свой рынок для большинства индийских товаров промышленного сектора, а также сельскохозяйственной продукции, включая карри, чай и креветки. Со своей стороны Индия отменит пошлины на японский импорт листовой стали, автомобильных глушителей, DVD-проигрывателей и видеокамер, а также персиков, клубники и японского ямса.

Торговые связи между Японией и Индией, несмотря на размеры их огромных рынков, сильно ограничены. По данным Японской организации внешней торговли, в кризисном 2009 г. товарооборот между двумя странами сократился на 23% и составил $10 млрд. И хотя в 2010 г. двусторонний товарооборот увеличился до 1,267 трлн. иен ($15 млрд.), он составляет всего лишь 1% от внешней торговли Японии. Для сравнения, годовой оборот торговли Японии с Китаем превышает 26,4 трлн. иен ($317 млрд.). Теперь договор о свободной торговле между Японией и Индией должен способствовать развитию взаимного инвестирования и регулировать вопросы прав на интеллектуальную собственность.

Япония уже рассматривает планы по финансированию ряда проектов развития инфраструктуры Индии. Не случайно министр торговли Индии Ананд Шарма предложил создать фонд в размере $9 млрд., предназначенный для дальнейшего развития промышленной зоны Дели-Мумбай. Этот проект начал осуществляться в 2007 г. Он основан на использовании модели создания аналогичной зоны между японскими городами Токио и Осака. В финансировании проекта принимает участие правительство Японии, а также ряд японских компаний. Проект предусматривает создание высокоскоростной грузовой железной дороги, трех новых морских портов и шести аэропортов. Ожидается, что промышленная зона Дели-Мумбай привлечет инвестиций на сумму более $100 млрд.

Власти Японии и Индии заявляют, что свободная торговля выгодна обеим странам. Ананд Шарма назвал соглашение "историческим и важным", отметив, что такие развивающиеся экономики, как Индия и Китай, "способствуют видоизменению архитектуры мира". Эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) утверждают, что экономические проблемы Японии могут решаться более эффективно путем проведения дальнейших мер по либерализации торговли и стимулированию конкуренции. Между тем правительственное соглашение о свободной торговле еще должны утвердить парламенты Японии и Индии.

В настоящее время развивающаяся экономика Индии быстро увеличивается и борется с высокой инфляцией, тогда как развитая экономика Японии в течение двух десятилетий показывает застой и едва заметный рост. В октябре-декабре 2010 г. ВВП Японии сократился по сравнению с предыдущим кварталом на 0,3%. По итогам всего 2010 г. объем ВВП Японии увеличился на 3,9% и составил $5,474 трлн. При этом ВВП Китая вырос на 10,3% и составил до $5,879 трлн. В результате Китай стал второй крупнейшей экономикой мира по совокупному объему ВВП, оттеснив Японию на третье место. Согласно расчетам аналитиков консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в 2030 г. Японию может обойти и Индия. Таким образом, к 2050 г., когда ведущие позиции в мировой экономике займут самые населенные страны, Япония будет лишь четвертой крупнейшей экономикой мира, пропустив вперед Китай, США и Индию.