Японские компании массово бегут из Китая - в соседние страны Азии

Японские компании снижают инвестиции в Китай и выводят оттуда свои производственные мощности в соседние страны Азии. Главными причинами этого тренда стало затяжное обострение двусторонних политических отношений и подорожание китайской рабочей силы. Основное внимание японского бизнеса теперь переключено на Индонезию, Филиппины, Мьянму и Вьетнам.

Японские инвестиции в страны Юго-Восточной Азии в первой половине этого года увеличились на 55%, до $10,29 млрд. В частности, рост вложений в Филиппины составил 80%, Вьетнам — 34%, Индонезию — 19%. В то же время приток японского капитала в Китай упал на 31%, до $4,93 млрд, свидетельствуют данные Организации содействия развитию внешней торговли Японии.

В 90-е годы на фоне инвестиционного бума многие японские компании перенесли свои производственные мощности в Китай. Официальный Пекин поощрял такую практику, которая обеспечивала появление сотен тысяч рабочих мест и новых технологий. Однако на выгодные двусторонние экономические отношения в последние годы все больше стали влиять политические распри. В августе 2012 года между КНР и Японией начался новый виток противостояния вокруг спорных островов Сенкаку (кит. Дяоюйдао). По Китаю прокатилась волна антияпонских выступлений, в прессе развернулась кампания с призывами бойкотировать товары из соседней страны. В результате многие японские компании были вынуждены на время остановить производство на своих заводах в КНР. Только автомобильные концерны, включая Toyota, Honda, Nissan, понесли убытки в $250 млн. Ситуация до сих пор нестабильна: за первые шесть месяцев этого года падение производства в Китае у Honda составило 3,7%, у Toyota — 10,4%.

Усиление антияпонских настроений уже оттолкнуло многих потенциальных инвесторов. Так, компания Showa, поставляющая комплектующие для Toyota и Nintendo, решила открыть свой первый завод за рубежом в Таиланде, а не Китае. “До последнего я спрашивал себя, не будет ли Китай лучшим выбором, поскольку является более крупным рынком и у наших клиентов гораздо больше заводов именно там. Однако в конце концов я решил, что нужно идти туда, где люди любят тебя, а не ненавидят”, — пояснил The Wall Street Journal президент компании Казумаса Хирано.

Для вывода предприятий из Китая в последнее время появилась и чисто экономическая причина — подорожание рабочей силы. Согласно подсчетам ConvergEx, минимальная зарплата в Китае выросла до 80 американских центов в час, в то время как, например, на Филиппинах этот показатель составляет 61 цент. Наиболее быстрыми темпами растут заработки китайских рабочих в развитых приморских провинциях, где сосредоточена львиная доля иностранных производств. В этих регионах минимальная часовая плата приблизилась к 1 долл., по данным китайского портала China Briefing.

Именно высокие затраты на фонд оплаты труда вынудили японского производителя кимоно Tokyoin покинуть КНР, хотя еще шесть лет назад здесь располагались все его предприятия. В 2009 году компания открыла свой завод в Индонезии, а в прошлом году — во Вьетнаме. Сейчас в Китае производится всего 10% товаров Tokyoin, но со скорым открытием предприятия в Мьянме эта доля еще уменьшится.

“У многих компаний уже есть заводы в Китае, однако те, кто собирается строить новые фабрики, теперь говорят, что предпочитают другие страны, например Вьетнам, чтобы диверсифицировать риски”, — отметила экономист Организации содействия развитию внешней торговли Японии Акира Кажита. Японские компании все больше привлекает растущий рынок стран Юго-Восточной Азии (население региона составляет 600 млн человек), где неуклонно увеличивается доля среднего класса. Такой стратегии уже стали придерживаться японские автомобильные гиганты. В августе Honda начала постройку нового завода в Таиланде, который увеличит ее мощности на 50%, а Toyota в июле объявила об инвестировании $230 млн в предприятие в Индонезии.