20 лет без СССР: некоторые экономические итоги

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, заведующий Центром постсоветских исследований Института экономики РАН, член Экспертного совета РИА Новости.

Распад СССР – беспрецедентная дезинтеграция одного из полюсов биполярной структуры мира. Новые границы, общей протяженностью около 24 тыс. км, рассекли политически и экономически единое пространство. Одним из главных последствий этого распада стала экономическая дезинтеграция, которая имеет множество измерений: макроэкономическое, социальное, структурное, технологическое, внешнеэкономическое и т.д.

Новые государства стали двигаться по своим, никак не согласованным траекториям развития, постепенно отдаляясь от своего советского наследия. Формирование экономической, таможенной, валютно-финансовой политики осуществлялось исключительно на основе национальных интересов.

Общим выбором была рыночная трансформация. Но страны использовали  разные модели реформирования экономик, разными темпами вели  преобразования. Россия, Киргизия и Молдавия пошли по пути «шоковой трансформации». Белоруссия, Узбекистан и Туркменистан  избрали модель постепенной трансформации с сохранением высокого уровня государственного вмешательства в экономику. В Казахстане, Украине и других странах СНГ сочетались элементы шоковой терапии и постепенной трансформации экономики.

В ходе становления государственности неизбежно усиливались культурные и политические различия между ними, различия в интересах и стратегических ориентирах. Рост различий между странами был также обусловлен интересами к ним третьих государств, которые стремились расширить рынки сбыта своей продукции, обеспечить альтернативное энергоснабжение, укрепить геополитический позиции в Евразии и т.д.

К настоящему времени страны СНГ стали полноправными членами мирового сообщества, но их идентичность пока окончательно не сформировалась. Ее поиск  имеет противоречивый характер, поскольку происходит в быстро меняющемся мире, создающем как шансы, так и угрозы для развития.

Главным фактором разрушения единого народнохозяйственного комплекса СССР стало появление барьеров на пути товаропотоков между новыми государствами в виде новых государственных границ. Эффекты от либерализации торговли были сильно понижены действием пограничных барьеров для хозяйствующих субъектов в виде трансакционных издержек (таможенный, пограничный и санитарный контроль, расходы на конвертацию валют, страхование и т.д.). Рассечение единого в экономическом отношении пространства обернулось ограничением доступа на рынки соседей в виде товарных квот, тарифных и нетарифных ограничений в виде особых санитарных, технических и экологических требований к ввозимой продукции и прямых запретов на поставки тех или иных изделий. На первых порах взаимные торговые связи поддерживались благодаря бартеру и нелегальным торговым операциям, что помогло многим производствам выжить в период высокой инфляции и безденежья.

Разъединение  пространства было обусловлено также резким повышением транспортных тарифов. Страны-транзитеры, через которые осуществляется транзит, стремились и стремятся, используя свое  положение, получить экономическую и политическую ренту. Для международных сообщений  установлены транспортные тарифы заметно выше, чем для внутренних.  В ответ страны, зависящие от транзита, начали использовать или строить альтернативные коммуникации. Одним из первых крупных проектов нового евразийского транспортного коридора из Китая через Центральную Азию  и Южный Кавказ в Европу стал, так называемый, проект ТРАСЕКА.

Главным индикатором  дезинтеграции является абсолютное и относительное сокращение объемов взаимных связей. Наиболее сильный характер оно имело сразу после прекращения существования СССР, когда после распада в 1993 г. единой рублевой зоны и введения национальных валют произошел резкий обвал взаимных экономических отношений. По данным  Межгосударственного статистического комитета СНГ, за первый год суверенного существования объем взаимной торговли сократился 6-7 раз и далее в течение 1990-х гг. практически топтался на месте (60-65 млрд. долл.), в то время как внешняя торговля с третьими странами за счет экспорта устойчиво увеличивалась.

Республиканская специализация, существовавшая в хозяйственном комплекс СССР при суверенном существовании превратилась в монополию стран на производство отдельных видов товаров и услуг. Это заставляло государства развивать импортозамещение, защищая национальных производителей  тарифными и нетарифными мерами, что, безусловно, ограничивало потенциал взаимной торговли.

В нулевые годы расширилась практика взаимных торговых ограничений, принимавших нередко характер «торговых войн» которые имели не только экономические, но и политические причины. Сегодня ведущую роль в экономическом развитии большинства стран Содружества, прежде всего нефте- и газодобывающих, играют глобальные торговые связи. Еще выше доля глобальных  связей в кредитном и инвестиционном  сотрудничестве.

Процессы глобализации экономики постсоветских стран отражают изменения, происходящие в географии транспортных коммуникаций. Как правило, они нацелены на диверсификацию транспортного сообщения с глобальными рынками. На Кавказе с этой целью, в частности, построены нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан и газопровод Баку – Тбилиси – Эрзерум, строится железная дорога Баку – Тбилиси – Карс. Армения активно сотрудничает с Ираном по созданию соединений между трубопроводной и железнодорожной сетями. В Центральной Азии выделяются осуществленные проекты нефтепровода Казахстан – Китай, газопровода Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай, создание новых соединений между железными дорогами Китая и Казахстана. В России – прокладка нефтепровода ВСТО с ответвлением на Китай.

Новые  коммуникации, напрямую связующие страны СНГ с третьими странами,  уже в недалекой перспективе могут вызвать продолжение сокращения доли взаимной торговли в общем внешнем товарообороте Содружества.

Беспрецедентный масштаб экономического спада в 90-е годы фактически отразил, насколько были тесны межреспубликанские связи в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР. Пик спада пришелся на 1994-1998 гг. и был довольно неравномерен по странам. Наиболее сильно пострадали Таджикистан, Грузия, Молдавия, Азербайджан и Украина, сократившие физический объем ВВП по сравнению с 1991 г. более чем в два раза. С наименьшими потерями 90-е годы прошел Узбекистан. В среднем по СНГ максимальный  спад ВВП, выраженный в постоянных ценах по отношению к 1991 г., достиг 39% в 1996 г.

С улучшением конъюнктуры на мировых рынках минеральных продуктов с конца 90-х гг. экономическая ситуация в странах Содружества стала поправляться. Сказалась также адаптация  к новым геополитическим условиям и требованиям рыночной экономики. С 2000 по 2008 гг. государства СНГ демонстрировали устойчивый экономический рост. Постсоветская Евразия из региона экономического упадка превратилось в один из наиболее динамичных регионов мира. В 2006 г. страны СНГ совокупно превысили объем ВВП СССР 1991 г. Но темпы роста сильно различались. Если на 2008 г. Грузия, Молдавия, Таджикистан и Украина так и не смогли достичь объема ВВП 1991 г., то Азербайджан его удвоил. При этом никакой новой международной специализации за эти годы страны не обрели. Экономически рост базировался на традиционных отраслях, прежде всего топливно-сырьевого сектора.

Высокая динамика региона была прервана глобальными финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг., который  по разному затронул страны Содружества. В экономиках Армении и Украины по итогам 2009 г. произошел сильный, на 15% спад, а в Азербайджане, Узбекистане и Туркменистане наблюдались довольно высокие темпы роста.

В 2010 г. рост экономики наблюдался у всех стран Содружества за исключением Киргизии. Но достижение уровня экономики 2008 г. Арменией, Украиной, Россией и Молдавией – странами, которые испытали сильный  спад, можно ожидать только в 2013-2015 гг. В целом же за 1991-2010 гг. общий ВВП стран Содружества увеличился всего на 15%. Доля стран Содружества в мировом ВВП в 2009 г. составила 4,3% и примерно сравнялась с их долей в мировом населении  – 4,1%.

Источник: newskaz.ru