Афины начинают всерьез подумывать о выходе из Еврозоны
Реформы без дефолта в Греции кажутся вполне реальными только из Берлина.
Я бы попросил вас на данном этапе больше не обсуждать и не затрагивать тему очередного сокращения долга за счет кредиторов… Это не в ваших интересах”. Именно так заявил Вольфганг Шойбле в Афинах на прошлой неделе. Я не виню немецкого министр финансов в нежелании обсуждать списание долгов Греции. До федеральных выборов в его стране осталось всего два месяца. Учитывая подход Берлина к управлению кризисом, чтобы напрочь лишится поддержки избирателей достаточно сейчас сказать: “Ну что ж, давайте будем реалистами”. Но г-н Шойбле пошел еще дальше. Он упомянул о национальных интересах Греции. Но, безусловно, грекам виднее, что входит в их национальные интересы, а что нет. И не немцам это решать. Человек со стороны может в лучшем случае порассуждать на более узкие темы: насколько Афинам экономически выгодно идти путем, проложенным для них г-ном Шойбле? Или, может быть, им стоит готовиться к выходу из Еврозоны? Или объявить дефолт в составе валютного союза?
Главная сложность при поиске ответов на эти вопросы заключается основополагающих допущения о политических альтернативах страны. Не исключено, что греческое правительство получило какие-то неофициальные гарантии, о которых нам, простым смертным, ничего не известно. Я нередко общаюсь с политиками в неформальной обстановке, но не могу припомнить ни одного, который мог бы на полном серьезе, не моргнув глазом сказать, что Афины способны стабилизировать свою экономику и довести ее до полной занятости, легко и непринужденно обслуживая свой текущий долг в полном объеме. Может быть, греческий Премьер знает о том, что Еврозона, в конечном счете, согласится на реструктуризацию, продление сроков выплаты по текущим займам, сокращение процентых ставок, или даже на все сразу. Нам же приходится ориентироваться на то, что будущая политика будет развиваться по сценарию г-на Шойбле.
Проще всео оценить экономические условия, необходимые, или предшествующие выходу Греции из Евозоны. Стране будет сложно организовать односторонний выход из валютного союза, если ее первичный фискальный баланс – до выплаты процентов – находится в глубоком дефиците. В мае Еврокомиссия опубликовала свой весенний прогноз, в котором говорится, что Греция сумеет сократить первичный баланс до нуля в этом году и вывести его в профицит в размере 1.8% от ВВП в 2014 году. С экономической точки зрения, удобный момент, когда Греция сможет рискнуть и выйти, уже не за горами. Сделав это, страна окажется отрезанной от внешнего финансирования. Какое-то время она не сможет обслуживать свой внешний долг. Затем объявит вынужденные банковские каникулы и введет в обращение собственную валюту. Затем практически наверняка последует период рецессии, но истинная девальвация поможет экономике вернуться к росту в будущем. Единственным существенным преимуществом станет, пожалуй, расцвет туризма.
Но сможет ли туристическая отрасль вытащить на себе всю экономику? Може мли мы быть в этом уверены? Главным экономическим доводом против выхода – помимо проблемы финансирования – служил риск отсутствия потенциала к росту. У страны не было нормально функционирующей системы сбора налогов. Картели на рынке труда сведут к нулю все преимущества номинальной девальвации. Резкий рост конкурентоспособности сойдет на нет из-за повышения зарплат. Поэтому нужно задуматься о том, насколько прошлые и нынешние реформы изменили общее состояние экономики. Мне кажется, что перемены весьма ощутимы, особенно в государственном секторе, но еще многое предстоит сделать.
Моя критика политики Еврозоны в отношении Греции направлена не на жесткость мер и требований, а на ее фундаментальную макроэкономическую безграмотность. Она основана на иллюзии о том, что греческий долг можно сделать устойчивым. Но реформы и – да, фискальная консолидация тоже – неизбежны и необходимы. В этом есть какая-то ирония. Реформы и консолидация формируют условия для того, чтобы остаться в Еврозоне, и для того, чтобы покинуть ее одновременно. Таким образом, у Греции есть два варианта. Первый: проводить реформы и объявить дефолт внутри Еврозоны – эта стратегия требует соучастия других европейских стран и Европейского центрального банка. Второй: провести реформы и объявить дефолт вне Еврозоны – это решение Греция может принять в одностороннем порядке, при наличии благоприятных макроэкономических условий.
До недавнего времени второй вариант считался чем-то из области фантастики. Но план г-на Шойбле – реформы без дефолта – имеют смысл только для него. Но не для Греции. Конечено, Греция может остаться в Еврозоне, даже осознав, что может экономически выиграть, покинув ее. Ведь есть еще политические соображения и вопросы безопасности. Но, как бы там ни было, как только выход станет экономически возможным, диалог между Грецией и Еврозоной перейдет на новый уровень. Это время еще не пришло. Ни для Греции, ни для других кризисных стран. Но как только у них появится реальный выбор, исход ситуации предугадать будет сложно.
Вольфганг Мюнхау, The Financial Times