Alibaba нападает на США
Американские торговые сети боятся конкуренции с китайской Alibaba. Ритейлеры призывают устранить лазейку в законодательстве, которая позволит китайцам избежать налогов с продаж и выиграть конкуренцию с местными ритейлерами. Впрочем эксперты уверены, что Amazon, eBAY и PayPal могут все равно проиграть в борьбе с Alibaba.
Крупнейшие торговые сети США опасаются прихода Alibaba Group Holding Inc. на американский рынок онлайн-коммерции. Об этом они сообщили в ряде видеороликов и сообщений на радио.
Наиболее активно против американской экспансии Alibaba протестуют представители ассоциации Alliance for Main Street Fairness. В нее входят Best Buy, Target, JC Penney и ряд других крупных американских торговых сетей. Ассоциация обратилась с открытым письмом к конгрессу США, призывая устранить несовершенство законодательства, предоставляющее налоговые поблажки для онлайн-ритейлеров. «Необходимо пересмотреть законодательство до того, как Alibaba откроет сервис для американских пользователей», — гласит призыв ассоциации.
С тем же требованием торговые сети обратились и в Верховный суд США. Они настаивают на пересмотре вынесенного в 1992 году решения по делу «Quill Corp. против штата Северная Дакота». Тогда суд постановил, что налог с продаж взимается властями штата лишь в случае физического присутствия компании-продавца в штате, где проживает покупатель.
Таким образом, дистанционная торговля автоматически была освобождена от налога с продаж. При этом 22 года назад никто не принимал во внимание фактор влияния онлайн-торговли на розничный рынок. Теперь же Alibaba и другие интернет-ритейлеры смогут воспользоваться несовершенством законодательства и избежать налоговых сборов.
«Мы считаем, что Alibaba непременно воспользуется лазейкой в законодательстве — это лишь вопрос времени», — рассказал представитель Alliance for Main Street Fairness Джошуа Бака. Он также отметил, что требования американских торговых сетей о пересмотре решения Верховного суда законодательно обоснованы, поскольку такая возможность была предусмотрена с 1992 года.
Alibaba отвергает все обвинения американских ритейлеров в свой адрес. «Alibaba Group платит налоги в соответствии с законодательством той страны, в которой ведет бизнес, и США здесь не исключение», — отметил представитель компании.
При этом китайская компания продолжает наращивать присутствие на американском рынке. В июне ритейлер специально для американского рынка запустил онлайн-сервис 11 Main, специализирующийся на продаже аксессуаров и бижутерии.
Эксперты полагают, что с помощью 11 Main Alibaba изучала американский рынок и в скором времени запустит полномасштабный сервис для американских потребителей. Скорее всего, речь идет о появлении англоязычной версии основной торговой площадки компании — Taobao. Это подтвердил и основатель Alibaba Джек Ма. В прошлом месяце он озвучил планы по переводу функционала Taobao на ряд иностранных языков, в том числе английский.
По утверждению Alliance for Main Street Fairness, появление Taobao и других сервисов Alibaba способно уничтожить американских конкурентов, особенно если у китайской компании останутся налоговые поблажки. «Главные торговые улицы страны уже никогда не станут прежними», — гласит слоган запущенного ассоциацией рекламного ролика.
«Сервисы Alibaba пока не столь популярны в США, однако компания уже обрабатывает больший объем заказов, чем Amazon и eBay, вместе взятые. Экспансия Alibaba на американский рынок будет жесткой и пойдет сразу по нескольким фронтам. Будет открыто сразу несколько адаптированных для США торговых площадок, а также предложен платежный сервис Alipay», — считает главный аналитик Consumerat Ovum Эден Золлер.
Эксперт утверждает, что в США компанию ждет противостояние с Amazon, eBAY и PayPal, однако единственным конкурентным преимуществом последних будет доверие пользователей. «Alibaba проведет масштабнейшую рекламную кампанию и потеснит американские компании, для которых настанут тяжелые времена. При этом недочеты в налоговой политике играют тут далеко не главную роль», — подмечает Золлер.
При этом эксперт особо подчеркнула, что китайская компания уже успела завоевать доверие многих инвесторов благодаря крайне успешному IPO.
Несколько американских политических деятелей уже заявили, что проблема поднималась и ранее, однако никто не уделил ей должного внимания.
По словам спикера палаты представителей США Джона Бейнера, сенат еще в прошлом году рассматривал постановление о введении налога с продаж в отношении интернет-компаний в каждом из штатов. Однако месяц назад было принято решение о его отклонении. Бейнер обвинил в этом консервативное крыло сенаторов. «Они посчитали, что дадут штатам слишком много власти в отношении налогов», — посетовал он.
Напомним, на состоявшемся 19 сентября первичном размещении акций Alibaba Group удалось привлечь $25 млрд, что является рекордной суммой для IPO.
За три квартала 2014 года выручка китайской компании составила $2,74 млрд, а число активных покупателей увеличилось до $279 млн. Ранее российский миллиардер Алишер Усманов заявил, что инвестиции в Alibaba Group принесли ему более 500% доходности. По его словам, в настоящий момент его доля остается «небольшой».
Владимир Тодоров