Аргентинское танго песо
Правительство Аргентины решило ослабить ограничения на покупку валюты после девальвации песо. Однако этих мер может быть недостаточно, чтобы преодолеть кризисную ситуацию. Многим аргентинцам происходящее напоминает кризис 2001–2002 годов.
Падение национальной валюты беспокоит не только Россию.
Правительство Аргентины объявило о смягчении ограничений на обмен иностранной валюты для населения, после того, как курс национальной валюты — аргентинского песо — обвалился на 15% за одну неделю и на 18% с начала года.
Самое крупное падение произошло в четверг, когда курс аргентинской валюты обрушился более чем на 8%, до 7,88 за $1. Падение курса песо стало рекордным с 2002 года — тогда в стране был финансовый кризис и снижение курса валюты достигало 15%.
Причиной резкого падения песо стал отказ Центрального банка Аргентины от дальнейших валютных интервенций, чтобы сохранить оставшиеся у страны валютные резервы, которые снизились до 7-летнего минимума и составляют менее $29 млрд.
Резкое снижение курса песо может вызвать дальнейшее ускорение инфляции в стране, опасаются экономисты. В прошлом году инфляция достигла критического для страны показателя 28%, вынуждая президента страны Кристину Фернандес де Киршнер разрешить Центральному банку проводить регулярные валютные интервенции, чтобы стабилизировать ситуацию в экономике.
В результате в прошлом году на поддержку песо аргентинский ЦБ потратил около $6 млрд, но и это не помогло остановить девальвацию аргентинской валюты.
Теперь власти страны пошли на некоторые послабления по обмену валюты. В частности, принятые аргентинским правительством изменения снижают налог на покупку долларов с 35 до 20%, однако это вряд ли сильно изменит ситуацию, уверены эксперты.
Тем более, что введенные несколько лет назад ограничения на покупку долларов в аргентинских банках полностью маргинализовали рынок обмена валюты.
В Аргентине уже давно существует неофициальный курс аргентинского песо, который в два раза выше официального, рассказывает корреспондент «Газеты.Ru». Примечательно, что сейчас даже на черном рынке курс песо упал на 28%, до 12,85 за $1. Во многих крупных городах Аргентины на улицах стоят обменщики, объявляющие курсы на наличные доллары. Появились также посредники, которые в определенных обменниках меняют большие суммы. Официально обменять валюту можно только при представлении документов о необходимости обмена валюты в случае поездки, после чего сам банк определяет необходимое для клиента количество валюты.
Нынешнее снижение курса песо, которое стало рекордным с 2002 года, имеет целый ряд внутренних причин, отмечают аналитики. «Аргентина в последние 20–25 лет подвергается периодическому разграблению со стороны отдельных частей своей собственной элиты и зарубежных компаний. Поэтому то, что сейчас происходит в Аргентине, — это последствия болезни 1990-х — начала 2000-х годов», — говорит «Газете.Ru» аналитик брокерского дома «Открытие» Андрей Кочетков. Большое количество взятых на себя социальных обязательств, а также популистская политика правительства Аргентины во второй половине XX века стали основными причинами наступившего в конце 1990-х финансового кризиса.
Еще одним важным фактором, приведшим Аргентину к очередному витку финансового кризиса, является слабая диверсификация экономики.
В стране нет серьезных запасов минеральных ресурсов, незначительные запасы нефти и газа, а главное преимущество — сельское хозяйство, поясняет Кочетков. Аргентина экспортировала большое количество мяса, зерновых, но сейчас, без привлечения новых технологий, а также в силу ситуации с ценами на мировом рынке, эффективность этого производства стала заметно ниже. В последние годы правительство страны проводит активную политику по привлечению иностранных инвестиций в развитие высоких технологий, однако пока потраченные на эту программу средства не принесли ожидаемого результата. В результате сейчас доля сельского хозяйства в экономике Аргентины составляет около 10%, что в разы выше, чем в большинстве стран Европы, 60% приходится на сферу услуг и около 30% — на промышленность.
С учетом сложившейся ситуации, принятых правительством мер вряд ли хватит для того, чтобы поддержать экономику страны.
«Рынки дадут правительству еще день-два. Максимум — неделю, — говорит руководитель Jefferies Group LLC. Сиобан Морден. — Если правительство не предпримет действительно серьезных шагов, песо продолжит девальвацию, а положение в экономике Аргентины станет катастрофическим».
Пока же рядовые аргентинцы, которым нынешняя ситуация напоминает мощный финансово-экономический кризис 2001 года, стараются всеми возможными способами сохранить накопленные ими сбережения, открывая банковские счета в соседнем Уругвае, а также в других странах Латинской Америки.
Александр Орлов, Наталья Еремина