"Автоваз" оказался на грани банкротства

"Автоваз" оказался на грани банкротства

По итогам 2015 года “Автоваз” получил рекордный убыток в 73,9 млрд руб.

Эта цифра втрое больше, чем за 2014 год. В заключении аудитора “Автоваза” Ernst & Young содержится сомнение в том, что предприятие сможет продолжать непрерывную деятельность.

“Условия наряду с другими обстоятельствами указывают на наличие существенной неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности ОАО “АвтоВАЗ” и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно”, — говорится в заключении Ernst & Young.

Кредиторы компании могут одномоментно предъявить задолженность к выплате, а компания не сможет в короткий срок их погасить. Далее “Автоваза” могут предъявить иски о взыскании задолженности. В таком случае компании грозит банкротство, как это было с авиакомпанией “Трансаэро”.

Основная причина убытка “Автоваза” — низкие продажи его основной марки Lada. В 2015 году продажи Lada упали на 30,5% по сравнению с 2014 годом до 269 тыс. автомобилей.

“АвтоВАЗ” рассчитывал выправить ситуацию в конце года за счет взрывного спроса на свою новую модель Vesta, продажи которой стартовали 24 ноября. До конца года завод планировал продать 5-6 тыс. Vesta, но продал только 2,8 тыс.

Дилеры объясняли плохой спрос на автомобиль по цене, которая оказалась близка к основных конкурентов в сегменте — Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo.

В результате в регионах, которые для “Автоваза” является основным рынком, продажи Vesta оказались ниже ожидаемых.

Еще одна причина убытков — рост цен на материалы и комплектующие, на которые приходится 74% себестоимости “Автоваза”. Также на убыток повлияло снижение среднегодового курса рубля на 33%, рост процентных ставок банков “хуже наших ожиданий”, а также бухгалтерские списания и расходы на реструктуризацию бизнеса в размере 42,1 млрд руб., говорится в отчетности “Автоваза”.

Renault, основной акционер завода в Тольятти, начал обсуждать с другими его акционерами докапитализацию.

“В результате займы и дебиторская задолженность будут капитализированы и будут рассматриваться как часть дополнительной эмиссии по состоянию на 31 декабря 2015 года”, — говорится в сообщении Renault.

После этого Renault станет контролирующим акционером “Автоваза”. Будет ли участвовать в допэмиссии Nissan, неясно: представитель концерна от комментариев отказался. Другой акционер – государственный концерн “Ростех” также планирует участвовать в финансовом оздоровлении “Автоваза”. Госкорпорация при этом намерен сохранить свою долю в капитале “Автоваза” на уровне 25%.