Дубай - новый экономический центр Ближнего Востока

Дубай - новый экономический центр Ближнего Востока

Дубай любит устанавливать рекорды. В крупнейшем городе Объединенных Арабских Эмиратов находится самый высокий в мире небоскреб (Burj Khalifa), самый большой торговый центр (Dubai Mall) и самая длинная золотая цепочка ручной работы (5,52 км).

Недавно административный центр эмирата Дубай преодолел еще один важный рубеж: в 2014 г. услугами международного аэропорта города воспользовались 71 млн пассажиров, что позволило ему обойти лондонский Хитроу и стать самой загруженной воздушной гаванью в мире. К этому следует добавить Emirates – одну из крупнейших и лучших мировых авиакомпаний, которая базируется в аэропорту Дубая.

Нефтяное богатство, стратегическое месторасположение, амбиции и умное инвестирование превратили Дубай в крупный транзитный центр, в первую очередь для людей и товаров, направляющихся на или через Ближний Восток.

“Помимо превосходной инфраструктуры Дубай имеет правильные законы, очень благоприятные условия для бизнеса, а местные чиновники всегда выполняют все то, что обещают”, – говорит основатель базирующейся в городе логистической фирмы Aramex Фади Хандур.

Так, например, в Дубае существует беспошлинный коридор между морским портом и аэропортом, что позволяет бизнесу импортировать и экспортировать товары без какого-либо контроля и налога. Неудивительно, что в ежегодном рейтинге логистической компании DHL “Индекс глобальной интеграции” Объединенные Арабские Эмираты занимают 12 место, опережая Италию и Францию, отмечает британский журнал The Economist.

Благодаря бурному развитию Дубая, ОАЭ становится региональным экономическим центром, что в свою очередь укрепляет её политический вес в регионе. Для Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в который помимо ОАЭ входит Кувейт, Катар, Саудовская Аравия, Оман и Бахрейн) наступил решающий момент, считает ливанский экономист Нассер Саиди. В этой региональной организации ОАЭ все активнее занимает лидирующую роль.

Военно-воздушные силы ОАЭ принимали участие в возглавляемой НАТО военной операции в Ливии в 2011 г., а в настоящее время участвуют в коалиции против террористической группы “Исламское государство” в Сирии. Вместе с Саудовской Аравией ОАЭ финансово и политически поддерживает режим египетского президента Абдель Фаттах ас-Сиси, который пришел к власти в 2013 г. после свержения “Братьев-мусульман”.

Успех Дубая можно отчасти объяснить его географическим расположением (между Европой, Азией и Африкой) и политической стабильностью на фоне не прекращающихся военных конфликтов в соседних странах. “Это единственное спокойное место во всем турбулентном регионе”, – считает Саиди.

Другие государства Персидского залива пытаются повторить успех Дубая. Так, Катар недавно открыл новый международный аэропорт, а национальная авиакомпания Qatar Airways конкурирует с Emirates за пассажиров и грузоперевозки. Согласно “Индексу глобальной интеграции” Всемирного банка Катар ниже ОАЭ всего на две строчки.

Оман, в свою очередь, считает, что его порт в Дукм на берегу Индийского океана намного удобнее для морских грузоперевозок, чем Джебел в Дубае, так как судам не нужно проходить через загруженный Ормузский пролив.

Саудовская Аравия планирует до 2020 г. инвестировать $500 млрд в свою инфраструктуру, включая строительство новых городов, международного финансового центра, метрополитена, новых университетов и школ. Бахрейн и Кувейт также выделяют значительные средства на различные инфраструктурные проекты.

Однако ключевой вопрос в том, имеет ли экономический смысл начинать грандиозные проекты, когда цена на нефть находится на рекордно низком уровне, а индексы фондовых рынков во всем регионе неуклонно снижаются.

Всего шесть лет назад коллапс на рынке недвижимости заставил государственную строительную компанию Dubai World обратиться за срочной многомиллиардной помощью к властям ОАЭ. После этого 828-метровый небоскреб Burj Dubai был переименован в Burj Khalifa в честь спасителя компании – президента ОАЭ шейха Халифа.