Экономическому росту Китая угрожают огромные долги
Китайскую экономику могут подорвать непомерно большие плохие долги региональных властей. В 2008 году правительство объявило о пакете стимуляционных мер на 600 млрд долл., что помогло стране относительно легко пережить глобальный экономический кризис. Однако следствием стали огромные займы местных властей на инфраструктурные проекты, расплатиться в срок за которые они подчас не в состоянии. На конец 2010 года долги составляли 10,7 трлн юаней (1,68 трлн долл.). По оценкам официального Пекина, объем плохих кредитов составляет 2,5-3 трлн юаней (393-472 млрд долл.), в то время как в Standard Chartered считают, что этот показатель может составить 8-9 трлн юаней (1,2-1,4 трлн долл.). Как отмечает агентство Reuters, худший вариант превысит объем списаний в финансовом секторе США в 2008 году - 700 млрд долл. Риск дефолтов растет. Так, власти северной провинции Ляонин, где сосредоточены значительные промышленные мощности, в 2010 году просрочили 85% платежей, следует из доклада местного аудитора. Но муниципальные власти, похоже, не сильно переживают, так как четко следуют директивам Пекина удержать рост ВВП на уровне не ниже 8%. В случае же неспособности расплатиться по счетам они рассчитывают, что центральное правительство придет на помощь. "Многие из этих кредитов, выданных местным правительствам и различным государственным компаниям, могут быть не возвращены. А значит, именно центральному правительству придется выручать или местные власти, или банки, а скорее и тех и других. Так уже было в 1990 году. Тогда, в частности, власти привлекли управляющие компании для рекапитализации банков, у которых скопилось слишком много токсичных долгов", - сказал РБК daily аналитик Capital Economics Ван Циньвэй. Кроме того, власти могут позволить местным правительствам искать деньги на рынках муниципальных бондов. Однако на каждую бочку меда найдется своя ложка дегтя. Одним из приоритетов на ближайшие пять лет Пекин объявил сдерживание роста цен на недвижимость, что не нравится местным администрациям. Дело в том, что муниципалитеты заинтересованы в максимально высоких ценах на рынке, так как продажи земельных участков обеспечивают их долговые обязательства и в целом дают до 40% всей прибыли. Теперь же их вынуждают отказаться от земли в качестве залога по кредитам. Одним из побочных эффектов закручивания гаек становится рост так называемого теневого банкинга, когда нелегальные заемщики или трастовые компании предоставляют кредит, который в бухгалтерском балансе проходит, например, по графе "инвестирование". В этом году такие подпольщики предоставили девелоперам кредиты на 32,7 млрд долл., при том что официальный объем их кредитования - 33,2 млрд долл. Перебросом долгов по различным графам занимаются и государственные банки (по сообщениям китайских СМИ, те планируют для лучшей отчетности разнести по другим графам долги в 440 млрд долл.). И такая ситуация, похоже, устраивает всех. "Если местные правительства столкнутся с резким ростом долга, то вряд ли это так сильно замедлит рост экономики Поднебесной. Однако если банки будут терпеть сильные убытки, то Китай получит неэффективный банковский сектор на ближайшие несколько лет, что уже точно повлечет за собой снижение роста ВВП", - отметил Ван Циньвэй. А снижение этого показателя в преддверии передачи власти от действующего председателя КНР Ху Цзиньтао к его заместителю Си Цзиньпину осенью следующего года для правящей Коммунистической партии не выгодно.