Экономика Португалии после "спасительного зонтика" для евро
Четыре года назад Португалии для избежания коллапса нужны были деньги от ЕС. В прошлом году страна вышла из-под “спасительного зонтика”. Несмотря на планы правительства преждевременно погасило кредиты, оно до сих пор имеет преодолевать значительные трудности.
Премьер-министру Португалии Педру Пасуш Коэлью практически нечем похвастаться за почти четыре года правления. Уровень безработицы все еще остается высоким, молодежь эмигрирует, государственная сфера здравоохранения смертельно больна, а налоги высоки как никогда. Хорошо лишь то, что он, по крайней мере, сейчас нашел один аргумент в свою пользу, что, мол, благодаря его право-либеральной правительственной коалиции кризис в стране завершается. Португалия преждевременно выплатит свои обязательства перед Международным валютным фондом (МВФ) в рамках “защитного зонтика “для евро (фонда срочной помощи странам еврозоны, которые оказались в трудном финансовом положении).
Долг тот же, но процентов меньше
Еще в начале года Португалия решила преждевременно погасить почти 10 млрд своих долгов перед одним из членов “тройке” – МВФ. Остальные, а это еще 16 млрд, должны поступить примерно в течение двух последующих лет. Как пояснила Министр финансов Португалии Мария Луиса Альбукерке, страна обладает незаурядными финансовыми резервами и готова к любым неожиданностям. Кроме того, доверие рынков к стране тоже выросло, добавила она. На практике это означает: Если МВФ дает кредиты под почти четыре процента, то на финансовых рынках Португалия может снова занимать деньги под менее двух процентов.
Профессор экономического института ISEG Жоао Дюк одобряет объявленное на прошлой неделе решение правительства. “Хотя эти деньги так и будут оставаться долгом, но долги уже будут перед другими кредиторами и со значительно лучшими условиями”, – говорит он. Такая мера является удачной попыткой реструктуризации долга, которая могла бы пригодиться – правда, лишь в отдаленной перспективе – и для других долгов в рамках “спасительной зонтики”, поступивших от ЕС и от Европейского центробанка (EZB), советует специалист. “На два процента меньше на обслуживание долга – это составляет почти полмиллиарда экономии в год, так что это разумный шаг правительства”, – считает Дюк.
Не только реформы привели к снижению задолженности
Глава правительства Пасуш Коэлью и его министр финансов умышленно замалчивают тот факт, что политика дешевых денег со стороны EZB тоже сделала португальское долговое экономическое чудо. Поэтому не только жесткое соблюдение Лиссабоном предписаний “тройки” и связанная с этим жесткая политика экономии вернули “доверие” рынков и привели к низким процентов на ценные бумаги.
И решение Марио Драги запустить печатный станок евро сыграло свою роль: Тот, кто хотел заработать на кредитах, мог бы теперь с выгодой занимать свои деньги Португалии. А в странах с относительно хорошими экономическими показателями, например, в Германии кредиторам не стоит надеяться на даже символическую выручку, наоборот они скорее даже несут потери. Впрочем, низкие процентные ставки ведут Португалию ближе к ее цели, а именно уменьшение крайне высокого государственного долга объемом в 130 процентов ВВП, убежден профессор Дюк.
Предвыборный подарок или экономический стимул?
Кроме того, психологический эффект от этого положительный, признает профессор философии Соромео Маркес: “Португалия может доказать так своим кредиторам, что она как должник выполняет свои обязательства и может считаться серьезным партнером”. По его словам, этим правительство, конечно, хочет получить дополнительные баллы в связи с предстоящим волеизъявления, ведь осенью в Португалии состоятся парламентские выборы. А опросы свидетельствуют, что Социалистическая партия незначительно опережает право- либеральную PSD главы правительства. Аргумент конкурентов: даже меры экономии можно распределить более справедливо, чем это было до сих пор. Поэтому особое значение имеет то, как будут расходоваться сэкономленные за такую реструктуризацию миллионы, подчеркнул Соромео Маркес. Но, кроме несколько небольших подарков к выборам, как то введение налоговых классов с меньшими ставками налогообложения или кризисные специальные отчисления для пенсионеров, они скорее могли бы принести пользу предприятиям: “Это правительство недвусмысленно неолиберальное, поэтому оно и будет действовать соответственно”, – говорит Маркес.
Португалии стоило бы делать ставку на качество
Год выборов всегда опасен для государственного бюджета, также утверждает профессор экономики Дюк. Впрочем, важнее то, что в Португалии еще предстоит много чего сделать. Конечно, политика сбережений, на которой настаивала Германия, улучшила экономическое положение страны. А вот экономика, и прежде всего крайне важные экспортные ее отрасли, не показали роста. Здесь строгая бюджетная политика и политика низкой оплаты труда оказались скорее контрпродуктивными, добавил Дюк: “Это – порочный круг. За низкую зарплату выпускают только плохие товары, которые нужно дешево продать. А низкие поступления от экспорта побуждают, опять же, к низкой оплате труда”.
Возможно, хорошо развитым странам, таким как Германия, будет играть на руку, что они таким образом меньше заняты из-за конкуренции. Но Португалии, для того, чтобы найти длительное решение своих проблем, следует экспортировать высококачественные товары, объясняет профессор Дюк. А этого не достичь успешной реструктуризацией своих долгов, доверяя их другим заемщикам, а лишь другой политикой, заключил он.
Йохен Фаґет, Валерий Сааков