Европейская экономика запуталась в сюжетных линиях
Вялый экономический рост и неприятные сюрпризы остаются визитной карточкой европейского валютного союза. В этом году в Еврозоне, как в фильме со сложным сценарием, события разворачиваются как минимум по двум сюжетным линиям. Одна окрашена в светлые тона и рассказывает нам об улучшении настроений среди потребителей и компаний, о том, что на рынки проблемных экономик периферийной Европы возвращаются инвесторы, а регион постепенно выбирается из глубокой рецессии. Другая же более мрачная, с акцентом на вялый рост, тревожно низкую инфляцию, хрупкость экономик с большими долгами и ненадежность банковского сектора. Последние недели напомнили нам о том, что эта сюжетная линия рассказана еще не до конца. Кризис в Banco Espírito Santo (BES), одном из крупнейших банков Португалии, спровоцировал обвал на фондовом рынке страны и подтолкнул вниз индексы соседних стран. Ангела Меркель, Канцлер Германии, заявила о том, что данное событие свидетельствует о нервозности на рынках и о хрупкости финансовой системы в Еврозоне.
Новая волна обеспокоенности о состоянии банковского сектора совпала с очередной порцией мрачной экономической статистики. Объем промышленного производства в мае упал на 1.1% в месячном исчислении, оставив годовой показатель на уровне 0.5%. Вероятно, падение отчасти усилено временными факторами, такими как дополнительные отпуска и государственные праздники, и тем не менее, объем производства все еще на 13% ниже своего пика, который пришелся на апрель 2008 года. Деловые исследования также свидетельствуют об охлаждении в Еврозоне во втором квартале. По данным исследования института ZEW, доверие инвесторов к немецкой экономике – локомотиву валютного союза – тает на глазах. Объем производства отвечает лишь за одну пятую всей экономики Еврозоны. Но слабые показатели в мае говорят о том, что весь процесс восстановления, начавшийся весной 2013 года, все еще неустойчив и подвержен рискам. С начала года по сегодняшний день темпы роста ВВП не превышают 0.2% в квартальном исчислении (это 0.9% в годовом исчислении).
Еще одна тревожная проблема – это неравномерность восстановления. Своим незначительным ростом в первом квартале Еврозона практически целиком и полностью обязана Германии, где стремительно вырос объем производства. Французская экономика, вторая по величине в регионе, находится в состоянии стагнации, а Итальянская (она третья) – сокращается. Безработица остается тревожно высокой в большинстве стран. Несмотря на снижение общего показателя по сравнению с максимумом, достигнутым в прошлом году, майский отчет зафиксировал безработицу на уровне 11.6%. Однако за усредненными значениями скрываются удручающие детали: в Германии, к примеру, она составила 5.1% по сравнению с 12.6% в Италии и 25.1% в Испании. В этом контексте инфляция на уровне 0.5% выглядит совсем безнадежно. Да, в июне Европейский центральный банк предпринял ряд шагов, чтобы побороть “низкую инфляцию”, но их может быть не достаточно. Международный валютный фонд 14 июля опубликовал отчет по европейской экономике, в котором призвал ЕЦБ использовать количественное ослабление, чтобы расширить денежную базу и покупать активы, в том числе государственные облигации, если инфляция останется низкой.
Низкое ценовое давление представляет собой значительную угрозу для стран с высоким уровнем долга, таких как Португалия. Эта страна была одним из самых ярких примеров в светлой сюжетной линии, поскольку доходность по государственным долговым облигациям существенно снизилась, а правительству удалось отказаться от программы помощи в мае. Но в этом месяце над Португалией нависли тучи. Объем производства сократился сильнее всего именно в этой стране – на 3.6% по сравнению с апрельскими значениями и до +0.3% в годовом исчислении. Более того, ВВП также снизился в первом квартале текущего года после некоторого восстановления в 2003 году. Однако именно ситуация с BES пошатнула фондовые рынки в Португалии и за ее пределами. Проблема, судя по всему, связана со сложной иерархией компаний, выстроившейся над банком. В июне BES сообщил о бухгалтерских неточностях и “крайне неблагоприятной” финансовой ситуации в одной из таких компаний, которая, как выяснилось, просрочила выплаты по некоторым своим долговым обязательствам.
Центральный банк настаивает на том, что BES, единственный крупный банк Португалии, не просивший государственной поддержки во время кризиса, имеет достаточно средств, чтобы уладить проблемы своих материнских компаний. Он заставил компании-учредителей полностью сменить руководство. Потеряв две трети своей стоимости за месяц, акции BES начали восстанавливаться. И все же, проблемы в банке подчеркивают необходимость глубокого анализа банковских балансов со стороны ЕЦБ. Эти опасения, соответственно, ускорили отток капитала и ослабили экономики Южной Европы. Инвесторы по-прежнему относятся к банкам с подозрением, предполагая, что им не хватает капитала. ЕЦБ должен успокоить их, опубликовав результаты своих исследований этой осенью – если, конечно, оптимистичная сюжетная линия выйдет на передний плат в этой мрачной киноленте.
По материалам The Economist