Евросоюз станет интернет-зависимым

С 1 января 2011 года Евросоюз будет требовать в обязательном порядке подавать в электронной форме предварительную таможенную информацию об импортируемых в ЕС грузах или транзитных товарах. Данные необходимо будет направлять в европейские таможенные структуры за один-четыре часа до фактического прибытия товара на территорию ЕС. Большинство крупных украинских экспортеров готовы к электронному декларированию, говорят таможенные брокеры.

Они полагают, что Украина также должна расширить перечень стран, с которыми обменивается предварительной информацией в электронном виде.

На прошлой неделе Еврокомиссия обнародовала на своем сайте напоминание о введении новых правил информирования о грузах, ввозимых на территорию ЕС, и транзитных грузах. С 1 января 2011 года новая система предварительного таможенного информирования (New Computerised Transit System; NCTS) обяжет субъектов внешнеэкономической деятельности предоставлять в таможенные органы стран ЕС декларации исключительно в электронном виде для контроля за импортом/транзитом.

Время подачи предварительной декларации зависит от вида транспорта, которым перевозится груз. Если это автомобильные перевозки, данные должны быть предоставлены не менее чем за час до прибытия на территорию ЕС, железнодорожные и водные - за 2 часа, авиационные - до отправления самолета (при длительных рейсах - за 4 часа до прибытия самолета), морские - за 4 часа до отправления; если перевозки осуществляются между странами-соседями ЕС или путь не превышает сутки - за 2 часа.

Субъекты внешнеэкономической деятельности имели возможность подготовиться к новой системе подачи информации - переходный период действовал с 1 июля 2009 года. Новые правила актуальны и для Украины, так как ЕС не предусматривает каких-либо исключений, пояснили Ъ в Гостаможне. О степени готовности экспортеров к работе в системе NCTS в ведомстве не знают, но полагают, что таможенный контроль будет упрощен.

Многие крупные экспортеры и перевозчики уже соответствуют новым условиям. По словам таможенного брокера Бориса Магарычева, посольства стран-участниц ЕС предоставили для этого бесплатное программное обеспечение. Предприятия, проигнорировавшие требование ЕС, смогут выполнить его при непосредственной отправке груза с помощью приграничных брокеров. "Конечно, придется подождать несколько часов и заплатить за услугу несколько сотен евро. А если была отправлена предварительная декларация, процесс прохождения контроля займет не более получаса",- сообщил Магарычев.

В отраслевых ассоциациях, компании которых работают на экспорт, затруднились рассказать о готовности к работе в новых условиях. Директор ассоциации "Укрводка" Иван Жолнер предполагает, что, поскольку предприятия давно сотрудничают со странами ЕС, для упрощения своей работы они и так подают декларации в электронном виде. Эксперты уверены, что Украина также должна расширить требования к импортируемой продукции.

"Мы должны принять взаимные решения, возможно, тогда при ввозе грузов в Украину не будет занижаться таможенная стоимость, и мы сможем работать в конкурентных условиях",- считает председатель правления Украинской ассоциации предприятий легкой промышленности "Укрлегпром" Валентина Изовит. Сейчас Гостаможня обменивается предварительной информацией с таможенными службами России, Белоруссии и Молдавии. Ведомство давно пытается наладить эту работу с ЕС и Китаем.

По материалам Коммерсантъ-Украина