Греция входит в фазу экономического подъема
Цифры вроде бы говорят сами за себя: ВВП Греции, начиная с 2015 года, должен расти минимум на 3 процента в год, уровень безработицы к 2018 году снизиться на 10 процентов, так же как и дефицит государственного бюджета – с нынешних 174 до 139 процентов в 2018 году. Из всех приведенных прогнозов понятно, что Греция находится в фазе подъема. Замечания вроде того, что это – не факты, а лишь прогнозы, представители греческого правительства отвергают. Наконец, Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в своих оценках приходит к аналогичным выводам. Кстати, даже в кулуарных разговорах с немецкими парламентариями и журналистами в Берлине чиновники из Афин пытаются хоть как-то исправить имидж Греции, сложившийся в последние годы.
Больше времени для реформ
Этот имидж сформирован, в частности, долговременными противоречиями с такими международными институтами, как Еврокомиссия, Европейский центробанк (ЕЦБ) и Международный валютный фонд (МВФ). Делегации этих учреждений, находясь в Афинах, регулярно обвиняли греческое правительство в затягивании или недостаточно качественном воплощении реформ, привязанных к кредитным программам помощи Греции. Однако при этом надо учитывать тот факт, что за последние годы греческий парламент поддержал более 800 реформистских мероприятий, говорит в свою защиту правительство. Они подчеркивают, что Греция выполнила все существенные обещания, предоставляемые донорам. Прежде всего речь идет о структурных реформах и санации государственного бюджета. Греция хочет реформ, однако требует для их воплощения больше времени, говорят греческие чиновники. Именно это послание они передают и через немецких парламентариев.
Как одно из доказательств греческого стремления к реформам приводят шесть первоочередных мер, которые принял парламент в Афинах на прошлой неделе. Они были предпосылкой для того, чтобы так называемая Еврогруппа – министры финансов стран Еврозоны – дала в понедельник, 7 июля, зеленый свет для следующего транша кредита для Греции на сумму в 1 миллиард евро.
В Афинах говорят, что сразу после этого правительство выпустит серию государственных облигаций с трехлетним сроком погашения с учетной ставкой 3 процента. Даты выпуска государственных ценных бумаг в правительстве подтверждать отказываются, но даже сами чиновники из делегации в Берлине убеждены, что заинтересованность в этом очень высока – как и в случае с облигациями государственного займа, выпущенными в апреле, когда спрос на них превысил предложение почти в семь раз . А это, говорят чиновники, демонстрирует, что доверие финансовых рынков к Греции возрождается.
Нет – списанию долгов и новой программе помощи
К такому же доверию греки стремятся от немецкой общественности. Процессу ее формирования должно помочь послание из Афин о том, что греческое правительство, мол, не хочет ни повторного списания долгов, ни очередной, третьей, программы помощи международных финансовых доноров. При этом в Афинах стремятся добиться уступок по возврату старых долгов, например, с помощью продления сроков выплаты кредитов или снижения процентных ставок.
Но разве не ожидает МВФ уже в 2015 году миллиардного дефицита в бюджете государства? Если и существуют различные понимания оценок МВФ, то это связано прежде всего с разницей в оценке, например, бюджетного развития, уверены афинские чиновники. Кроме того, по их мнению, организация не принимает во внимание все имеющиеся возможности для покрытия долгов, которые есть у Греции. К таким возможностям относятся, например, доходы от программы приватизации и такие доходы, которые обеспечит улучшенное функционирование налоговой системы. Не в последнюю очередь афинский оптимизм опирается на позитивные макроэкономические показатели, которые на данный момент вырисовываются. Согласно актуальным прогнозам, по итогам 2014 года Греция впервые за последние шесть лет выйдет из рецессии и продемонстрирует устойчивый рост ВВП. Представителям афинского правительства понятно, что ключ к успешному преодолению кризиса лежит в экономическом росте.
Панагиотис Купаранис, Даниил Билык