IT-компании готовятся к революции мобильных платежей
Тяжесть монет и бумажных купюр обещает скоро отойти в прошлое. Во всяком случае, на это рассчитывают многочисленные инвесторы в системы мобильных платежей. Уже сейчас многие транзакции совершаются с мобильных гаджетов, и битва за контроль над этими технологиями в разгаре.
С миллиарда смартфонов каждый день совершаются миллионы онлайн-покупок, оплачиваются миллионы товаров. По оценке аналитической компании Gartner, объем рынка мобильных платежей к 2017 г. достигнет $720 млрд — в 2013 г. этот показатель составил $235 млрд. И потенциал роста остается огромным: в прошлом году объем мировой розницы увеличился до $15 трлн.
За долю на рынке уже ведется битва среди крупных компаний, вроде Google, Alibaba и Apple, но и более мелкие стартапы, типа Square, также включаются в борьбу за виртуальные кошельки пользователей.
Сервис позволяет совершать мобильные платежи с мобильных устройств при помощи обычной кредитной карты и адаптера, который вставляется в аудиоразъем устройства. Уже сейчас Square работает на устройствах Apple и тех, что используют Android. Такой адаптер предоставляется бесплатно: единственная оплата — это комиссия оператора.
Основным инвестором Square является малоизвестная инвестиционная компания Rizvi Traverse, чьи интересы имеются также в Playboy, Facebook и Twitter. Кстати, новоявленный миллиардер Джек Дорси входит в число основателей Twitter и имеет долю в этом сервисе микроблогов.
Один из самых знаменитых партнеров компании – сеть кофеен Starbucks, которая, по мнению экспертов, может обогнать на бирже McDonald’s. В 2012 г. Square получил от инвесторов $200 млн. Общий объем привлеченных средств составляет $345 млн. Инвесторы: Citi Ventures, Khosla Ventures, Kleiner Perkins Caufield & Byers, Rizvi Traverse Management, Sequoia Capital, Starbucks, и Tiger Global Management.
В Китае две крупнейшие компании, занимающие лидирующие позиции, в том числе в секторе мобильных платежей, – интернет-провайдер Tencent и сетевой ритейлер Alibaba, готовящийся к выходу на IPO в Нью-Йорке. У обоих компаний есть сервисы мобильных кошельков, и гиганты китайского рынка активно внедряют технологии в быт. При оплате в некоторых магазинах и, к примеру, такси предусмотрены скидки для тех, кто оплачивает услуги или товары со счета мобильного кошелька.
Другой высокотехнологический гигант, Apple, использует технологию с привязкой к аккаунту в iTunes, App Store и iBeacon – систему маячков: когда владелец мобильного устройства Apple подходит к какому-то товару, соответствующий датчик отправляет на смартфон или планшет информацию о данном продукте.
Либо же система может отправлять информационные сообщения о каких-то скидках или специальных предложениях, в зависимости от того, в каком отделе магазина находится покупатель. Магазин получает подробную информацию о предпочтениях клиентов: у каких полок задерживаются, на что обращают внимание. Потребителю же будут приходить рекламные сообщения только о тех акциях и продуктах, которые интересуют лично его. Сама купертинская компания уже запустила данный сервис во всех своих фирменных магазинах.
Сами маячки (“биконы” — от английского beacon) были придуманы в 2008 г. и использовались, например, как брелоки, которые позволяли найти ключи в радиусе 50 м. Apple увидела в технологии потенциал для развития куда более серьезного бизнеса: она может изменить традиционный подход к шопингу.
У eBay есть известная платформа PayPal, которая тоже тестирует сервис бесконтактных платежей. Выручка компании выросла на 20% до $6,6 млрд. Она обеспечила eBay 41% совокупной выручки и принесла владельцу 36% его чистой прибыли. Фактически главный бизнес eBay теперь связан с PayPal, купленным в 2002 г. за баснословные по тем временам $1,5 млрд. Сервис обеспечивает не менее половины рыночной стоимости eBay в $70 млрд, а по некоторым оценкам, даже больше.
Другие компании также не сидят сложа руки. К примеру, поисковый гигант Google запустил Google Wallet в 2011 г., интегрировав его в прошлом году в Gmail.
Фондовый менеджер Swiss & Global Цзянь Ши Кортези считает, что системы мобильных платежей оказывают давление на банки: “Бесконтактные платежи отъедают долю у банков, которые пока не знают, что им предпринять, у них нет ответной стратегии. Грядущие перемены для деятельности банков могут быть остановлены лишь каким-либо запрещающим законом, распространяемым на компании, занимающиеся мобильными платежами”.