Инфляционные цели ЕЦБ не прошли проверку на прочность

Инфляционные цели ЕЦБ не прошли проверку на прочность

Проведем мысленный эксперимент. Какой будет инфляция в США или Великобритании лет семь спустя? Вне всякого сомнения, прогнозы по ценовой динамике на такой долгий срок совершенно бессмысленны и не стоит воспринимать их серьезно, однако, чисто теоретически, можно предположить, что и Федрезерву и Банку Англии к этому времени удастся достичь своих инфляционных целей на уровне 2%. Это надежные Центробанки, заслуживающие всяческого доверия. А что же Еврозона? Сможет ли Европейский центральный банк похвастаться устойчивой инфляцией чуть ниже 2%. Тут не все так однозначно. Марио Драги, глава Европейского ЦБ, неспроста называет снижение долгосрочных инфляционных ожиданий опасной тенденцией, требующей решительных мер.

Стратегия роста Еврозоны предполагает, что внешний спрос поможет поддержать экспортный сектор в регионе. Однако спрос со стороны Азии неуклонно падает. Конфликт между Россией и Украиной неизбежно отразится на показателях роста в Еврозоне. Внутренний спрос в регионе находится в угнетенном состоянии. Фискальная политика уже не кажется камнем на шее, но страны, имеющие возможность прибегнуть к фискальной экспансии наотрез отказываются делать это. Конечно, формально, Еврозоне, возможно, удастся избежать третьей технической рецессии, но по сути она так и не вышла из рецессии, которая началась в 2008 году. Если применить к Еврозоне критерии, которые использует Национальное бюро экономических исследований в США для определения бизнес-циклов, все станет предельно ясно. Вряд ли кого-то должно удивлять то, что Еврозона так близка к дефляции.

С начала года по октябрь общая инфляция в Еврозоне не превышала 0.4%. В декабре Европейский ЦБ планирует опубликовать пересмотренные прогнозы по инфляции – эти корректировки уже превратились в ежеквартальный ритуал. Интересно, хватит ли у ЕЦБ смелости спрогнозировать инфляцию на уровне 2% к 2017 году, когда к прогнозу будет добавлен третий год. И дело не только в корректировках, которые нужны периферийным странам: инфляция держится на опасно низких уровнях и в центральных странах. И дешевые энергоносители объясняют эту динамику лишь частично. Базовая инфляция, не учитывающая цены на продукты питания и энергоносители, с начала года по октябрь составляет 0.7%. Конечно, сложно упрекать Драги в безответственном отношении к своим инфляционным целям: ему приходится продираться через дебри координации усилий в Еврозоне и противостоять Бундесбанку. И все же ему удалось заложить базу для активных действий, основанных на угрозе снижения среднесрочных инфляционных ожиданий и условиях расширения баланса ЕЦБ.

ЕЦБ уже втянулся в игру под названием QE через покупку покрытых облигаций и планируемую покупку ценных бумаг, обеспеченных активами. Однако эти программы не претендуют на масштаб, равно как и план ЕЦБ по покупке корпоративных долговых бумаг. Проще всего раздуть свой баланс – это купить государственные облигации, как это сделал Федрезерв и Банк Англии. Вне всякого сомнения, количественное ослабление было бы гораздо более эффективным, если бы оно сопровождалось фискальной экспансией. Структурные реформы также необходимы для развития экономического потенциала в среднесрочной перспективе и для обеспечения долгосрочной стабильности в Еврозоне. Это важные аспекты. Однако в состав ЕЦБ входят чиновники, которых не выбирают электораты стран, и чья задача заключается в регулировании инфляции. Таким образом, ему приходится действовать в предела своей компетенции. Марио Драги удалось продемонстрировать, что ЕЦБ – действительно европейский центральный банк, и это одно из его важнейших достижений наряду с тем фактом, что его решения не могут быть оспорены и отменены никаким региональным центральным банком валютного союза. По некоторым данным, ЕЦБ начал покупку покрытых облигаций без одобрения Бундесбанка. То же самое может произойти и с покупкой государственных облигаций.

Обещание Драги, сделанное в июле 2012 года, «сделать все, что потребуется», чтобы не допустить развития кризиса суверенного долга в Еврозоне, сработало, от ЦБ даже не потребовалось никаких действий, хватило просто обещания и заявления о том, что банк будет защищать интересы валютного союза. Мы прогнозируем стабильность в Еврозоне на протяжении последующих 12 месяцев, а также полагаем, что периферийные облигации, в частности, на ликвидных рынках Испании и Италии, будут представлять собой весьма привлекательные активы кредитного риска. Однако устойчивая долговая динамика в среднесрочной перспективе требует уверенного роста ВВП в номинальном выражении. Вернемся к нашему мысленному эксперименту и спросим себя: чего ждать от японской инфляции через семь лет? Даже с учетом ясного стремления Банка Японии достичь цели чего бы то ни стало и его готовности расширять QE до плюс бесконечности, все не так очевидно. Годы халатного отношения и бездействия привели к формированию дефляционного мировоззрения, от которого трудно избавиться. Еврозона в одном шаге от дефляции. И цена бездействия действительно высока.

Эндрю Боллс, директор по инвестициям в подразделении ценных бумаг с фиксированной доходностью Pimco