Израиль требует от Египта газа, денег и стабильности
Израильские власти ответили возмущенными заявлениями на решение Египта разорвать договор о поставках природного газа. Однако по поводу дальнейших шагов в Израиле нет единства мнений.
Одни обвиняют во всем Египет, другие хотят пожаловаться Соединенным Штатам. Третьи предлагают ускорить разработку собственных газовых месторождений.
Около половины электричества в Израиле производится из египетского газа. За последний год цена на него для обычного потребителя выросла более чем на 30%. Израильские власти отмечают, что главная причина такого резкого скачка кроется в перебоях с поставками египетских энергоносителей.
С момента падения режима Хосни Мубарака газопровод на Синайском полуострове 14 раз прекращал свою работу в результате диверсий. Так, например, с 1 января этого года труба исправно работала всего лишь 25 дней.
В результате основной потребитель египетского газа - израильская электрическая компания "Хеврат Хашмаль" - была вынуждена переходить на более дорогие способы производства энергии, используя непопулярный мазут, солярку и дорогой уголь.
Несколько недель назад юристы израильской компании EMG подали в суд на египетское правительство с требованием компенсировать убытки от взрывов газовой трубы на Синайском полуострове.
По их мнению, из-за неспособности египетской стороны обеспечить безопасность газопровода поставки топлива как в Израиль, так и в Иорданию неоднократно срывались. Общая сумма иска составила около 8 млрд долларов.
В Египте подобный шаг израильтян восприняли крайне болезненно. Последовали заявления о том, что затраты на ремонт трубы несоизмеримо больше прибыли, которую в итоге Египет получает от продажи газа в Израиль.
В Египте уже давно говорят о том, что изначальная цена газа для израильской стороны намеренно занижена и подписанный договор следует пересмотреть.
В израильском министерстве финансов отвечают на это, что Израиль покупает газ у Египта по самой высокой цене в регионе. Согласно минфину, Израиль платит сегодня Египту примерно 150 долларов за тысячу кубометров газа, а Иордания получает этот же газ за полцены.
Отвергают в Иерусалиме и обвинения в финансовой задолженности.
"Никакой задолженности нет. Израильская сторона платит все до последней капли, даже тогда когда газ перестал идти по трубе, так что если и есть задолженность, то только египетская - по количеству поставляемого газа", - уверяет источник в министерстве финансов Израиля.
Многие в Иерусалиме напоминают о том, что газовый контракт между Израилем и Египтом был частью мирных соглашений, достигнутых между двумя странами в Кемп-Дэвиде в 1979 году.
Гарантом Кемп-Дэвидских соглашений выступают Соединенные Штаты. Поэтому в качестве ответной меры на односторонний разрыв контракта многие израильские политики считают немедленное обращение в Вашингтон. Если в Белом Доме примут доводы израильтян, Каир может лишиться экономических льгот на сумму в 1,5 млрд долларов ежегодно.
Не способствует улучшению отношений между Египтом и Израилем и обстановка на Синайском полуострове.
По мнению израильских аналитиков, постоянные попытки сорвать поставки египетского газа играют на руку радикальным элементам в нынешнем Египте, для которых газовый контракт с Израилем представляет собой яркий пример предательства, совершенного предыдущим режимом.
В понедельник израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху решил снизить накал политических страстей вокруг этой ситуации.
"Мы не считаем, что прекращение поставок египетского газа - результат политического кризиса. Это финансовый конфликт между израильской и египетской компаниями", - заявил он.
По словам Нетаньяху, Израиль активно разрабатывает собственные газовые месторождения и уже в 2014 году планирует обрести полную энергетическую независимость. Причем не только от Египта, но и от других газовых поставщиков.
По предварительной оценке экономистов, запасы "голубого золота" в восточном Средиземноморье позволят Израилю не только обеспечить собственные потребности, но и стать одним из крупнейших экспортеров газа в Южную Европу.
Впрочем, все это ожидается лишь через два года. Пока же, несмотря на оптимистичные высказывания премьера, Израиль столкнулся с серьезной проблемой.