Как Вьетнам становится новым экономическим чудом

Как Вьетнам становится новым экономическим чудом

За несколько лет Вьетнам из беднейшей страны превратился в государство со средним уровнем доходов и не собирается останавливаться на достигнутом.

Когда в 2009 году компания Джонатана Морено искала место для нового завода по производству медицинских устройств, руководство сразу исключило большую часть мира. Европа и Америка обошлись бы слишком дорого, вести бизнес в Индии — сложно, а в Китае есть трудности с интеллектуальной собственностью. В конце концов остался всего один кандидат: Вьетнам.

Идея по-прежнему казалась рискованной — тогда страна еще только начинала открываться для иностранных инвесторов. Семь лет спустя Морено стоит в цеху, больше напоминающем лабораторию, где его вьетнамские сотрудники собирают высокоточные диагностические зонды. Больше он не сомневается в том, какое направление для роста выберет его компания, Diversatek. И он далеко не одинок.

Объем прямых иностранных инвестиций во Вьетнам достиг рекордного уровня в 2015 году, а в этом — продолжает расти. За первую половину 2016-го объем вложений достиг 11,3 млрд долларов — на 105% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И это в условиях застоя мировой экономики. Отчасти такой успех могут объяснить многочисленные соглашения о свободной торговле.

Однако что-то важное происходит и на более глубоком уровне. Как и Южная Корея, Тайвань и Китай, Вьетнам нашел правильную комбинацию факторов для быстрого и устойчивого роста. Экономика Вьетнама и раньше росла довольно быстро, хотя ее часто недооценивали.

С 1990 года ежегодный рост ВВП на душу населения в среднем держался на уровне почти 6%, уступая только Китаю. Это позволило Вьетнаму превратиться из беднейшей страны в государство со средним уровнем дохода. Если в последующие 10 лет страна сможет добиться роста в 7%, траектория его развития будет похожа на успехи Китая и азиатских «тигров». Но гарантировать такой результат нельзя. Если рост снова опустится до 4% — Вьетнам ждет такой же досадный спад, что и Таиланд или Бразилию.

По­жа­луй, самый важ­ный фак­тор, иг­ра­ю­щий на руку Вьет­на­му, — его гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние. Гра­ни­ца с Ки­та­ем, ко­то­рая ко­гда-то была ме­стом оже­сто­чен­ных во­ен­ных дей­ствий, стала его глав­ным кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством. Ни одна дру­гая стра­на не рас­по­ло­же­на так близ­ко к про­из­вод­ствен­ным цен­трам юж­но­го Китая, — при­чем стра­ны гра­ни­чат не толь­ко на суше, но и в море. По мере роста за­ра­бот­ной платы в Китае Вьет­нам ста­но­вит­ся оче­вид­ной аль­тер­на­ти­вой для ком­па­ний, пы­та­ю­щих­ся со­кра­тить сто­и­мость про­из­вод­ства, — осо­бен­но если при этом они хотят со­хра­нить связь с раз­ви­ты­ми це­поч­ка­ми по­ста­вок КНР.

При­вле­ка­тель­но­сти Вьет­на­му до­бав­ля­ет его от­но­си­тель­но мо­ло­дое на­се­ле­ние. Сред­ний воз­раст жи­те­лей Китая — 36 лет, тогда как Вьет­на­ма — всего 30,7. Ста­ре­ние на­се­ле­ния, ко­неч­но, неиз­беж­но, зато чис­лен­ность го­род­ской ра­бо­чей силы смо­жет расти еще долго. Семь из де­ся­ти вьет­нам­цев живут в сель­ской мест­но­сти, — при­мер­но столь­ко же, сколь­ко и в Индии, по срав­не­нию с 44% в Китае. Такой запас тру­до­спо­соб­ных жи­те­лей села дол­жен за­мед­лить рост тре­бо­ва­ний к за­ра­бот­ной плате, и в ре­зуль­та­те у Вьет­на­ма ока­жет­ся до­ста­точ­но вре­ме­ни для со­зда­ния от­рас­лей с вы­со­ким спро­сом на ра­бо­чую силу, что жиз­нен­но важно для стра­ны с на­се­ле­ни­ем почти 100 млн че­ло­век. Мно­гие дру­гие стра­ны также могут по­хва­стать­ся мо­ло­ды­ми тру­до­вы­ми ре­сур­са­ми, но мало где при этом про­во­дит­ся такая эф­фек­тив­ная по­ли­ти­ка, как во Вьет­на­ме.

С на­ча­ла 1990-х годов пра­ви­тель­ство вся­че­ски под­дер­жи­ва­ет меж­ду­на­род­ную тор­гов­лю и ин­ве­сти­ции. Это все­ли­ло уве­рен­ность в ино­стран­ные ком­па­нии, ко­то­рые на­ча­ли стро­ить в стране свои за­во­ды. Ино­стран­ные ин­ве­сто­ры от­ве­ча­ют за чет­верть всех еже­год­ных ка­пи­таль­ных рас­хо­дов во Вьет­на­ме. Объем меж­ду­на­род­ной тор­гов­ли со­став­ля­ет при­мер­но 150% от на­ци­о­наль­но­го про­из­вод­ства — боль­ше, чем в любой дру­гой стране с со­из­ме­ри­мым ВВП на душу на­се­ле­ния.

Ин­ве­сто­ров также вдох­нов­ля­ет ста­биль­ность дол­го­сроч­но­го пла­ни­ро­ва­ния Вьет­на­ма. Как и Китай, Вьет­нам ис­поль­зо­вал пя­ти­лет­ние планы — гру­бые на­мет­ки бу­ду­щих на­прав­ле­ний раз­ви­тия. Но при этом — опять-та­ки, как и в Китае — пра­ви­тель­ство оста­ви­ло про­стор для ин­но­ва­ций: 63 про­вин­ции стра­ны кон­ку­ри­ру­ют друг с дру­гом за вни­ма­ние ин­ве­сто­ров.

Мо­дель раз­ви­тия, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая со­зда­ние ин­ду­стри­аль­ных пар­ков на день­ги ино­стран­ных ком­па­ний и под их ру­ко­вод­ством, была опро­бо­ва­на в Хо­ши­мине в 1991 году и с тех пор успеш­но вос­про­из­во­дит­ся по всей стране. Стоит от­ме­тить, что ра­бо­чая сила Вьет­на­ма от­ли­ча­ет­ся не толь­ко мо­ло­до­стью, но и опы­том. Го­су­дар­ствен­ные рас­хо­ды на об­ра­зо­ва­ние со­став­ля­ют около 6,3% от ВВП — на два про­цент­ных пунк­та боль­ше, чем в сред­нем в стра­нах с низ­ким и сред­ним уров­нем до­хо­да.

Хотя неко­то­рые пра­ви­тель­ства тра­тят на об­ра­зо­ва­ние даже боль­ше, Вьет­нам очень хо­ро­шо управ­ля­ет сво­и­ми рас­хо­да­ми, чтобы од­но­вре­мен­но охва­тить как можно более ши­ро­кие слои на­се­ле­ния и обес­пе­чить ми­ни­маль­ные стан­дар­ты ка­че­ства об­ра­зо­ва­ния. Со­глас­но ми­ро­вым рей­тин­гам, 15-лет­ние школь­ни­ки из Вьет­на­ма об­хо­дят своих сверст­ни­ков в Аме­ри­ке и Ве­ли­ко­бри­та­нии по ре­зуль­та­там в ма­те­ма­ти­ке и есте­ствен­ных на­у­ках.

Позже такая под­го­тов­ка все­це­ло оку­па­ет­ся на про­из­вод­ствах стра­ны. На за­во­дах Saitex (про­из­во­ди­те­ль джин­со­вой одеж­ды выс­ше­го ка­че­ства), где со­зда­ют­ся столь по­пу­ляр­ные на За­па­де «по­тер­тые» джин­сы, ра­бо­чим при­хо­дит­ся управ­лять­ся с очень слож­ны­ми ма­ши­на­ми — от ла­зе­ров до на­но­пу­зырь­ко­вых сти­раль­ных машин.

Все эти фак­то­ры со­зда­ют проч­ную ос­но­ву для роста, кроме того, Вьет­нам по­жи­на­ет плоды внеш­не­тор­го­вых со­гла­ше­ний. Стра­на долж­на боль­ше всех вы­иг­рать от со­зда­ния Транс-Ти­хо­оке­ан­ско­го парт­нер­ства — со­гла­ше­ния о сво­бод­ной тор­гов­ле между 12 стра­на­ми, вклю­чая Аме­ри­ку и Япо­нию.

Прав­да, в по­след­нее время аме­ри­кан­ские по­ли­ти­ки на­стро­е­ны про­тив по­доб­ных до­гов­оров, и есть риск, что ТТП так и не будет во­пло­ще­но в жизнь. Но даже в этом слу­чае Вьет­нам оста­нет­ся в вы­иг­ры­ше: шу­ми­ха во­круг про­ек­та уже по­мог­ла стране рас­ска­зать миру о своих воз­мож­но­стях. К тому же она за­клю­ча­ет и дру­гие важ­ные со­гла­ше­ния: сей­час об­суж­да­ет­ся до­го­вор о сво­бод­ной тор­гов­ле с ЕС, а ана­ло­гич­ное со­гла­ше­ние с Южной Ко­ре­ей всту­пи­ло в силу в де­каб­ре. Тем не менее у Вьет­на­ма хва­та­ет и про­блем, каж­дая из ко­то­рых может нега­тив­но ска­зать­ся на росте.

Ранее спе­ку­ля­тив­ные из­ли­ше­ства при­ве­ли к по­яв­ле­нию пу­зы­ря на рынке недви­жи­мо­сти. Он лоп­нул в 2011 году, и на руках у бан­ков оста­лось мно­же­ство кре­ди­тов без ка­кой-ли­бо на­деж­ды на их по­га­ше­ние. Вла­сти ор­га­ни­зо­ва­ли спе­ци­аль­ное пред­при­я­тие по управ­ле­нию ак­ти­ва­ми, по­лу­чив­шее в на­ро­де про­зва­ние «Пло­хой банк», ко­то­рое долж­но было взять на себя все без­на­деж­ные кре­ди­ты. В бан­ков­ской си­сте­ме на­ча­ли на­во­дить по­ря­док.

Од­на­ко ка­пи­тал воз­вра­щал­ся в банки слиш­ком мед­лен­но, а мо­дер­ни­за­ция си­сте­мы про­во­ди­лась не вполне по­сле­до­ва­тель­но. В одной очень важ­ной сфере стра­на явно про­иг­ры­ва­ет Китаю — речь о по­тен­ци­а­ле част­но­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. Част­ные ки­тай­ские ком­па­нии по­лу­ча­ют около 1,7 юаней при­бы­ли на каж­дый юань в ак­ти­вах; это более чем вдвое пре­вос­хо­дит ре­зуль­тат го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий — 0,7. Во Вьет­на­ме, по дан­ным Все­мир­но­го банка, про­из­во­ди­тель­ность част­но­го сек­то­ра упала до того же уров­ня в 0,7, что и у го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий. Одна из при­чин за­клю­ча­ет­ся в том, что круп­ные ком­па­нии во Вьет­на­ме в сред­нем ра­бо­та­ют в 6,4 от­дель­ных от­рас­лях про­мыш­лен­но­сти; в Китае, по оцен­ке Ор­га­ни­за­ции эко­но­ми­че­ско­го со­труд­ни­че­ства и раз­ви­тия, этот по­ка­за­тель равен всего 2,3.

Кроме того, хотя Вьет­на­му идут на поль­зу ино­стран­ные ин­ве­сти­ции, толь­ко 36% ком­па­ний стра­ны ин­те­гри­ро­ва­ны в экс­порт­ные от­рас­ли, по срав­не­нию с почти 60% в Ма­лай­зии и Та­и­лан­де, по дан­ным Ази­ат­ско­го банка раз­ви­тия (АБР). В неко­то­рых слу­ча­ях ско­рость, с ко­то­рой Вьет­нам от­крыл­ся миру, иг­ра­ет про­тив него.

Samsung долго ра­бо­та­ла над за­пус­ком про­из­вод­ства мо­биль­ных те­ле­фо­нов во Вьет­на­ме и на­ме­ре­на ин­ве­сти­ро­вать в про­ект до 3 млрд дол­ла­ров, но оте­че­ствен­ные по­став­щи­ки мало что могут пред­ло­жить ком­па­нии за ис­клю­че­ни­ем пла­сти­ко­вой упа­ков­ки. Ву Тхань Ту Ань, глава учеб­ной про­грам­мы Фул­брай­та по эко­но­ми­ке в Хо­ши­мине, го­во­рит, что пра­ви­тель­ство долж­но по­мочь ор­га­ни­зо­вать це­поч­ки по­ста­вок, к при­ме­ру, обу­чая ком­па­нии по про­из­вод­ству тек­сти­ля вы­пус­кать про­дук­цию для под­держ­ки швей­ной про­мыш­лен­но­сти. Но для осто­рож­но­го оп­ти­миз­ма есть все ос­но­ва­ния.

Ми­ни­стер­ство пла­ни­ро­ва­ния и ин­ве­сти­ций в на­ча­ле этого года сов­мест­но с Все­мир­ным бан­ком на­ча­ло ра­бо­ту над стра­те­ги­ей мо­дер­ни­за­ции. В их сов­мест­ном до­кла­де «Вьет­нам 2035» опи­сы­ва­ет­ся, как стра­на может ком­мер­ци­а­ли­зи­ро­вать го­су­дар­ствен­ные пред­при­я­тия и вдох­нуть новую жизнь в част­ный сек­тор. Го­су­дар­ству от­ча­ян­но не хва­та­ет денег: в 2016 году де­фи­цит бюд­же­та пятый год под­ряд со­ста­вит более 6% от ВВП.

Чтобы укре­пить свои до­хо­ды, в про­шлом году пра­ви­тель­ство от­кры­ло тор­гов­лю ак­ци­я­ми более чем 200 го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­тий, что стало ре­корд­ным пред­ло­же­ни­ем. В ос­нов­ном были про­да­ны со­всем неболь­шие па­ке­ты, но в июле го­су­дар­ство пред­при­ня­ло сме­лый шаг, от­ме­нив огра­ни­че­ние на раз­мер доли ино­стран­ной соб­ствен­но­сти для Vinamilk, ос­нов­ной мо­лоч­ной ком­па­нии стра­ны (ранее она со­став­ля­ла 49%).

Ин­ве­сто­ры на­де­ют­ся, что за этим ре­ше­ни­ем по­сле­ду­ют ана­ло­гич­ные из­ме­не­ния в от­но­ше­нии дру­гих гос­ком­па­ний. После несколь­ких лет устой­чи­во­го роста Вьет­нам почти до­стиг важ­ней­ше­го ру­бе­жа.

Сей­час он счи­та­ет­ся стра­ной со сред­ним уров­нем до­хо­да и может по­те­рять до­ступ к льгот­но­му фи­нан­си­ро­ва­нию за счет бан­ков раз­ви­тия. В 2017 году Все­мир­ный банк нач­нет по­этап­ный отказ от льгот­но­го кре­ди­то­ва­ния. Для Вьет­на­ма это хо­ро­ший повод за­ду­мать­ся о том, чего ему уда­лось до­бить­ся и что его ожи­да­ет впе­ре­ди. У стра­ны есть шанс стать стать новой ле­ген­дой эко­но­ми­че­ско­го роста Азии. Но для этого по­тре­бу­ет­ся нема­ло сил и му­же­ства.