Китай планирует возродить Великий шелковый путь

Китай планирует возродить Великий шелковый путь

Китай планирует создание фонда в $16,3 млрд, который будет финансировать строительство инфраструктуры, соединяющей рынки страны с тремя континентами. Таким образом глава страны Си Цзиньпин намерен реализовать свои планы по возрождению многовекового Великого шелкового пути – торгового пути, соединяющего Китай и Европу.

Средства этого фонда будут направлены на строительство и развитие дорог, железных дорог и трубопроводов в китайских провинциях.

Вложения будут проводиться с учетом стратегии страны на развитие сухопутных и морских маршрутов торговли Китая со странами Европы — так называемого нового Великого шелкового пути, согласно информации от чиновников, которые принимали участие в разработке проекта.

Стимулирование инвесторов

Планируется стимулировать китайских инвесторов вкладывать в развитие инфраструктуры в тех странах, в которых пройдут торговые пути, соединяющие Китай с Европой, заявили представители власти. Кроме того, власти намерены стимулировать китайские компании инвестировать в эти страны и принимать участие в тендерах.

Планы по созданию нового Великого шелкового пути, который состоит из наземных и морских дорог, были озвучены Си Цзиньпином в Казахстане в прошлом году.

“Раньше Китай в основном привлекал иностранных инвесторов, однако сейчас ситуация изменилась: Китай все больше стимулирует своих инвесторов вкладывать в зарубежные проекты”, – говорит Фенг Йуюнь, ведущий научный сотрудник в Китайском институте современных международных отношений в Пекине.

ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ
Великий шелковый путь — это система дорог из Китая в Европу. Караванные пути возникли около II века нашей эры. Они пролегали через территорию современного Китая, Киргизии, Казахстана, Монголии, Индии, Турции, Ирана, Греции и стран Закавказья. Путь пришел в упадок в XV веке из-за развития морской торговли и военных конфликтов в Центральной Азии.

Саммит АТЭС

Подобные планы Си Цзиньпина – еще один шаг в рамках стратегии, направленной на то, чтобы сделать Китай мировой державой, позволив ему восстановить свое доминирующее положение в качестве морской державы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также расширить свое политическое и экономическое влияние в регионе, в котором Китай заявляет о своих правах в территориальных спорах.

На следующей неделе Китай принимает мировых лидеров, в том числе и Барака Обаму, на саммите АТЭС. Это также будет способствовать укреплению имиджа страны как мировой державы. По словам представителей власти, этот фонд будет финансировать строительство инфраструктуры внутри страны. Инвестиции будут находиться под контролем китайских банков, таких как Китайский банк развития. Финансирование будет ограничено по регионам, включенным в план: Центральная Азия, Ближний Восток, Южная Азия, Юго-Восточная Азия и некоторые части Европы.

Этот план демонстрирует “изменение стратегических планов Китая”, считает Чжан Юнлинь, директор Исследовательского института Азиатско-Тихоокеанского региона в Китайской академии социальных наук. Последние три десятилетия развитие Китая основывалось на “поглощении иностранных инвестиций”, а следующим шагом станут инвестиции в соседние страны, считает он.

Конкуренция провинций

Си Цзиньпин высказал идею о возрождении Великого шелкового пути в своей речи, которую он произнес в столице Казахстана Астане 7 сентября 2013 г. Через месяц, обращаясь с речью к парламенту Индонезии в Джакарте, он снова подал идею о создании Великого шелкового пути XXI века. Это предложение вызвало конкуренцию среди представителей власти китайских провинций, особенно в более бедных западных регионах, так как они стремятся получить доступ к финансированию.

В сентябре вице-премьер Ван Ян заявил в одном из западных регионов страны – Синьцзяне, что он будет играть важную роль в развитии нового торгового пути, а центральное правительство поддержит регион Синьцзян, который станет важным узлом нового торгового пути.

Южная провинция Гуандун – центр промышленного производства, который сыграл важную роль в экономическом развитии Китая за последние тридцать лет, – в начале ноября стала площадкой для проведения крупнейшей международной выставки, в которой приняли участие представители 42 стран.

Индия, Афганистан

“Один из важнейших факторов, которые учитываются в планах по созданию торгового пути, – это попытка сократить дисбаланс между восточными прибрежными районами и западными провинциями”, – говорит Фенг.

Си Цзиньпин, который заявил, что его родная провинция Шэньси станет отправной точкой для развития Великого шелкового пути, в последнее время активизировал свои попытки развивать свои планы за рубежом.

В сентябре он заручился устной поддержкой представителей трех стран – Таджикистана, Мальдивов и Шри-Ланки. Индия также выразила свою заинтересованность, а новый президент Афганистана Ашраф Гани заявил, что его страна также намерена принять участие в развитии проекта.

Как показано на карте, опубликованной на сайте новостного агентства “Синьхуа” в мае, наземная часть Шелкового пути начинается в китайском городе Сиань, потом идет на восток к городам Ланчжоу и Урумчи, а затем поворачивает на юго-восток и идет через Центральную Азию, на Ближний Восток и в Европу.

Морская часть Шелкового пути идет через Гуандун и самую южную провинцию, остров Хайнань, затем через Индийский океан. Он пересекает Африканский рог и направляется в Красное и Средиземное моря. Оба пути встречаются в Венеции.

Когда строительство инфраструктуры будет закончено, Шелковый путь даст “новые возможности Китаю и всем странам, через которые он проходит и которые стремятся к развитию,” говорится в статье Синьхуа.