Китай проведет масштабную проверку долгов органов местного самоуправления

Китай проведет масштабную проверку долгов органов местного самоуправления

Счетная палата Китая заявила, что проведет масштабную проверку долгов органов местного самоуправления. Этот шаг в очередной раз подчеркивает озабоченность Пекина относительно роста рисков в связи с большими объемами долгов органов местного самоуправления.

Экономисты оценивают общий уровень местного государственного долга в 2-3 трлн долл., при этом показатель продолжает расти.

Китай избежал сильных негативных последствий недавнего мирового финансового кризиса благодаря масштабному финансированию государственных расходов за счет роста долга. Программа стимулирования охватила многие проекты, включая национальную сеть высокоскоростных железнодорожных магистралей, строительство дорог и мостов муниципалитетами, городами и селами.

В таких условиях Китай проводит аудит достаточно часто. В этом году были проверены 36 органов местного самоуправления, при этом аналогичная проверка проводилась в 2011 г.

Ситуация с банкротством Детройта усилила страхи относительно финансового состояния китайских городов и деревень.

Примечательно, что китайское правительство имеет значительный неиспользованный потенциал заимствований на национальном уровне, а также 3 трлн долл. в валютных резервах. Но политически обосновать использование этих источников для покрытия долгов муниципалитетов будет трудно.

Кроме этого, использование валютных резервов также будет крайне сложно по практическим соображениям. ЦБ профинансировал эти резервы за счет заимствований у китайских коммерческих банков, поэтому должен иметь возможность погасить их в случае необходимости.

Пекин сильно ограничивает органы местного самоуправления в вопросах заимствований, но местные органы власти часто обходят эти ограничения с помощью создания специальных компаний.

Также используется собственный бизнес и политические связи для того, чтобы эти компании могли занимать у государственных банков.

Доходы местных органов власти, как правило, сильно зависят от состояния рынка недвижимости, так как застройщики берут в долгосрочную аренду государственные земли, которые потом используются для строительства жилой недвижимости, промышленных объектов, торговых центров и других проектов.

Сейчас, когда Пекин пытается сделать жилье более доступным и ограничивает спекуляции с недвижимостью, застройщики все реже берут земли в долгосрочную аренду.

Кроме этого, многие местные органы власти выступают гарантом для кредитов некоторых заемщиков, таких, например, как производители солнечных панелей. Хотя заемщики получают за счет этого кредиты по низким процентным ставкам, муниципалитеты очень рискуют, особенно учитывая состояние китайской промышленности.