Китай забирает все
Китай продолжает скупать углеводородные активы по всему миру. В среду стало известно, что китайская PetroChina приобретает за $2,6 млрд «дочку» бразильской PetroBras. Китай на протяжении нескольких лет лидирует по росту потребления энергоносителей, но собственных ресурсов стране не хватает. По прогнозам мировых экспертов, к 2030 году Китай и Индия станут мировыми лидерами в потреблении угля, нефти и газа.
Китайская PetroChina договорилась о покупке 100% Petrobras Energia Peru (перуанская «дочка» бразильской Petrobras). Petrobras отмечает, что сделка еще нуждается в одобрении китайского и перуанского правительств. Бразильская компания также заявила, что продажа активов является частью бизнес-плана, в соответствии с которым Petrobras намерена выручить $9,9 млрд. В планах — продажа активов в Мексиканском заливе и в Африке.
Сумма сделки с PetroChina составит около $2,6 млрд. PEP принадлежит по 100% в двух нефтегазовых участках на территории Перу, еще в одном перуанском проекте компания владеет 46%. В настоящее время эти активы суммарно дают около 800 тыс. тонн нефтяного эквивалента в год.
PetroChina — дочерняя структура китайской CNPC. В последние годы китайские нефтегазовые компании весьма агрессивно ведут себя на мировом рынке, скупая добывающие активы и заключая крупные контракты на поставку углеводородов. Например, в России CNPC в 2009 году заключила контракт с «Роснефтью» на поставку 15 млн тонн нефти в год. В 2013 году стороны договорились удвоить ежегодно поставляемые объемы. Кроме того, как раз в среду российская правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила покупку CNPC 20% доли в проекте «Новатэка» «Ямал-СПГ». Согласно проекту, китайская компания обязалась закупать не менее 3 млн тонн сжиженного газа. Что касается непереработанного природного газа — продолжаются переговоры CNPC с «Газпромом». Предполагается, что Китай будет закупать 68 млрд кубометров в год, которые будут поставляться по двум газопроводам (так называемые восточное и западное направление), но стороны уже несколько лет не могут договориться о цене поставок.
Не обошли своим вниманием китайцы и российский шельф — глава «Роснефти» Игорь Сечин в начале года проводил переговоры с китайскими CNOOC, Sinopec и той же CNPC, приглашая их к разработке участков в Печорском и Баренцевом морях. Общие запасы участков составляют 1,7 млрд тонн нефти и 2 трлн кубометров газа.
Объясняется такая экспансия экономическим ростом Китая. Согласно прогнозу британской ВР, к 2030 году Китай станет мировым лидером по масштабу экономики и потреблению энергии. На Китай и ненамного отстающую от него Индию в ближайшие 17 лет будут в совокупности приходиться все чистое увеличение спроса на уголь, 94% роста спроса на нефть, 30% спроса на газ и 48% роста спроса на неископаемое топливо.
«Китай старается приобретать все больше нефтедобывающих активов в связи с тем, что в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в том числе и в самой КНР, сейчас строится много нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, которые, в свою очередь, ориентированы как на обеспечение растущего внутреннего спроса, так и на экспорт продукции в другие регионы», — рассказывает замначальника отдела анализа и маркетинговых исследований ИАЦ «Кортес» Александр Шкурин. Так, например, в ЕС останавливаются НПЗ, которые были ориентированы в том числе и на российское сырье, что приводит к сокращению спроса на сырую нефть, и в то же время увеличивается импорт конечных нефтепродуктов из других регионов.
Согласно ноябрьскому прогнозу ОПЕК, в следующем году спрос на нефть в Китае составит около 10,5 млн баррелей (около 1,43 млн тонн) в сутки. При этом собственное суточное производство КНР будет лишь на уровне 4,2 млн баррелей (575 тыс. тонн) нефти. В таких условиях вполне логично, что китайцы стараются максимально нарастить добычу за счет покупки новых активов.
Что касается газа — Китай вынужден наращивать его долю в энергобалансе из экологических соображений. Так как около 70% в энергобалансе Китая занимает уголь, над крупными городами постоянно висит смог. Директор по развитию бизнеса в странах СНГ агентства Argus Вячеслав Мищенко отмечает, что динамика роста потребления газа Китаем очень высока. Если сейчас КНР потребляет около 100 млрд кубометров в год, занимая четвертое место в мире после США, России и Ирана, то уже в 2020 году эти объемы удвоятся, а к 2030 году — утроятся.
«Сейчас Китай обеспечивает себя за счет собственного производства примерно на 75%, — рассказывает Мищенко. — Но стране уже приходится закупать газ из Бирмы (газопровод мощностью 10 млрд кубов в год) и Туркмении (в прошлом году было прокачано 22 млрд кубов, в перспективе планируется увеличить объемы до 60 млрд кубометров). Кроме того, у Китая есть четыре уже действующих терминала по приему сжиженного газа, еще столько же строятся, и еще три в планах».
Китай рассчитывает резко нарастить собственную добычу за счет проектов по сланцевому газу, однако, по словам эксперта, сложно сказать, насколько эти проекты окажутся экономически целесообразными (например, технология добычи газа из сланца подразумевает постоянные гидроразрывы, требующие огромного количества воды, которой у Китая просто нет).
«В связи с этим неудивительно, что Китай постоянно расширяет географию как приобретения активов, так и закупок собственно газа», — говорит Мищенко.
Алексей Топалов