Китайские овощи покоряют Россию
На северо-востоке Китая открывается оптовый рынок для прямого экспорта овощей и фруктов в Россию. Зона площадью 70 тыс. кв. м не первый и не последний проект китайцев, разработанный для увеличения плодоовощных поставок. На фоне продовольственных санкций китайские аграрии могут значительно усилить свои позиции на российском рынке. Но безопасность китайской продукции может вызывать сомнения из-за плохой экологической обстановки в стране.
Китайская компания Baorong открывает площадку прямого экспорта в Россию овощей и фруктов в уезде Дуннин, передает слова председателя Ассоциации прикладной экономики провинции Хэйлунцзян Чжан Чуньцзяо «Интерфакс».
«В уезде Дуннин состоится церемония открытия проекта по китайско-российской трансграничной электронной коммерции, проекта создания зоны таможенного контроля компании Baorong, — сообщила Чжан Чуньцзяо. — Это означает, что на КПП «Дуннин» введено в эксплуатацию прямое сообщение для экспорта овощей и фруктов компании в Россию».
Зона «Баожун» должна стать логистическим центром экспорта овощей и фруктов на Дальний Восток России, центром сбора и распределения грузов, формирования цены. По сути, Baorong — это оптовый рынок площадью 70 тыс. кв. м, оснащенный складом площадью 30 тыс. кв. м, уточнила китайский экономист. Время таможенного оформления на площадке будет сокращено за счет отсутствия необходимости повторной проверки грузов в надзорном складе благодаря постоянному видеонаблюдению.
Объем инвестиций в проект составил более 60 млн юаней ($9,7 млн).
По словам Чжан Чуньцзяо, в конце 2014 года планируется ввод аналогичной платформы для поставок сельхозпродукции в Россию, которую строит корпорация «Дили».
Как сообщали СМИ китайской провинции Хэйлунцзян, по результатам 2012 году Дуннин стал главным китайским пограничным пунктом по показателям торговли с Россией. Тогда общая стоимость импорта и экспорта, прошедшего через Дуннин, составила $3,13 млрд, что на 22,9% больше, чем годом ранее, сообщает «Хэйлунцзян жибао». Из них $1,88 млрд пришлось на экспорт в Россию, который за год вырос на 21,6%. На Дуннин приходится более трети экспорта в Россию из провинции Хэйлунцзян, а общий объем товарооборота — 309,5 тыс. тонн товаров.
8 августа таможни Китая и России также опубликовали информацию об осуществлении взаимного признания результатов таможенной проверки в двух КПП, «Дуннин» — «Полтавка» и «Суйфэнхэ» — «Пограничный», сообщило китайское издание «Жэньминь жибао». Это означает прямой допуск определенных товаров на территорию другой страны, в случае если данная продукция уже была проверена внутренней таможней, сообщил в интервью агентству «Чжунсинь» заместитель начальника таможни Харбина Фу Куаньсян. «После введения системы взаимного признания результатов таможенной проверки значительно сократилось время прохождения таможни, снизилась себестоимость импорта и экспорта, вместе с тем сократилось использование рабочих ресурсов с двух сторон», — сказал он.
В настоящее время режим упрощенного таможенного контроля осуществляется в отношении фруктов и овощей из Китая и пиломатериалов из России. Данные логистические центры вместе с новой упрощенной системой таможенного контроля могут стать серьезным подспорьем для закрепления китайских производителей на российском плодоовощном рынке на фоне продовольственных санкций против Запада.
Китай традиционно является крупным поставщиком плодово-овощной продукции в Россию, пояснил «Газете.Ru» аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. «Во времена засухи 2010 года именно расширение импорта из Китая смогло нивелировать ее негативный эффект, — рассказывает он. — Организация большого инфраструктурного хаба, который упрощает концентрацию предложения на границе вкупе с упрощенным правовым режимом, создает предпосылки для широкого расширения импорта в Россию».
Продовольственные санкции России сделали невозможными поставки фруктов и овощей, например, из стран Евросоюза. Поэтому, по словам эксперта, перед Россией стоит серьезная задача — успеть обеспечить потребителей импортной продукцией в низкий сезон ближе к весне, в чем могут помочь аграрии Китая. Альтернативой китайской продукции являются овощи и фрукты с Ближнего Востока, из Израиля, Турции и стран Латинской Америки.
Зона «Баожун» будет не первым проектом для поставок овощей и фруктов, Китай и ранее экспортировал большие объемы плодово-овощной продукции в Россию при помощи других проектов. Из логистического кластера городского уезда Нинъань, «первого внутриконтинентального порта» провинции Хэйлунцзян, за два года работы было поставлено в Россию 400 тыс. тонн овощей и фруктов на $230 млн. Эта продукция заняла 25% плодово-овощного рынка российского Дальнего Востока, сообщал «Хэйлунцзян Синьхуа».
Кластер был построен специально для увеличения плодово-овощного экспорта в Россию. В данной зоне есть два десятка холодильных складов, 16 помещений для розничной торговли и парковка, занимающая 60 тыс. кв. м. На территории России расположено еще 20 холодильных складов.
«Помидоры, красные, как в Израиле, огурцы по цвету как зеленый агат, болгарский перец как жадеит — все эти овощи успешно выращиваются в домашних хозяйствах Нинъаня», а потом транспортируются в контейнерах в Россию, пишет издание.
Усиливающиеся торговые отношения России и Китая и нарастающие объемы поставок плодово-овощной продукции из северо-восточных провинций страны особенно интересны в контексте экологических проблем Китая. В опубликованном в январе 2014 года «документе №1» в числе приоритетных задач правительства КНР на 2014 год значились сельское хозяйство и экология. В документе признавалось, что промышленное загрязнение воды и почвы привело к ряду экологических бедствий в сельскохозяйственных районах. В частности, в конце прошлого года было заявлено, что более 3,3 млн га пахотной земли в Китае непригодно для выращивания сельскохозяйственных культур из-за загрязнения промышленными отходами и пестицидами.
Особую озабоченность властей вызывали граничащие с Россией северо-восточные области Китая, где скапливающиеся годами экологические проблемы уже привели к уменьшению запасов пресной воды.
Партийные лидеры призывали принять беспрецедентные меры для скорейшего улучшения экологической ситуации и повышения площади пахотных земель.
Карина Романова, Владимир Тодоров