Комбанки Казахстана отмечают рост спроса на потребительские кредиты - исследование Нацбанка

Коммерческие банки Казахстана отмечают повышение спроса на потребительские кредитные продукты, что, по их мнению, является результатом роста потребительской уверенности населения и улучшения условий по розничным продуктам кредитования.

Об этом свидетельствуют результаты ежеквартального исследования “Состояние и прогноз параметров кредитного рынка”, проведенного Национальным банком Казахстана в апреле.

Так, около 63% опрошенных банков отметили увеличение спроса, в то время как в предыдущий квартал данный показатель составлял 43%.

Между тем по результатам I квартала текущего года 30% банков отметили рост спроса на ипотечные продукты кредитования и около 61% банков отметили, что спрос остался на прежнем уровне.

Нацбанк отмечает, что на протяжении последних двух кварталов на фоне оживления на рынке ипотечного кредитования наблюдается увеличение разрыва между фактическим спросом на ипотеку со стороны физических лиц и ожиданиями банков. “Данные ожидания можно охарактеризовать как “слишком оптимистичные”, несмотря на рост потребительской уверенности и определенное повышение цен на недвижимость”, – отмечается в исследовании.

Согласно исследованию, банки считают, что при развитии текущей экономической ситуации в стране и с ростом уровня благосостояния населения цены на недвижимость будут расти. Во II квартале 2011 года большинство банков-респондентов (59%) прогнозируют рост цен на недвижимость и всего 34% прогнозируют, что цены на недвижимость останутся неизменными.

В результате увеличения предложения по ипотечным продуктам в целях дальнейшего оживления данного сегмента рынка рост конкуренции среди банков привел к некоторой либерализации условий финансирования и снижению процентных ставок на ипотечные кредиты, отмечает Нацбанк.

Что касается потребительского кредитования, то в отличие от сегмента ипотеки, в I квартале 2011 года фактические тенденции практически совпали с ожиданиями банков, чего не наблюдалось на протяжении предыдущих трех кварталов. Этому способствовало, по мнению банков, накопленная потребность населения в кредитных ресурсах, в том числе в связи со снижением степени восприятия долгового бремени, а также привлекательные условия, которые предлагаются банками. Самыми распространенными целями кредитования заемщиков остаются ремонт квартир, отпуск, покупка автомобиля, покупка бытовой и электронной техники, свадьба, покупка недвижимости.

Основной валютой, на которую предъявляется спрос в розничном кредитовании, является тенге, тогда как спрос на кредитные продукты в иностранной валюте продолжает снижаться.

Банки прогнозируют, что тенденция роста спроса во II квартале 2011 года со стороны населения на потребительские и ипотечные продукты кредитования продолжится, и спрос сохранится на высоком уровне. “Основная доля банков, а именно 77% респондентов, ожидают рост спроса со стороны клиентов на потребительские займы. Вместе с тем, по ипотечным кредитам рост спроса ожидают около 45% банков, доля респондентов, не предполагающих изменений, составила 55% по ипотечным кредитам и всего 22% по потребительским займам”, – говорится в документе.

В исследовании также отмечается, что в I квартале 2010 года около 40% банков-респондентов смягчили кредитную политику по потребительским займам и всего 18% банков – в отношении ипотечных продуктов. При этом 80% банков-респондентов заявили об увеличении их желания предоставлять потребительские кредиты и 38% – об увеличении желания предоставлять ипотечные кредиты.

В связи с ростом деловой активности населения и высоким уровнем ликвидности в банковском секторе наблюдается активное восстановление рынка розничного кредитования. Усиление конкуренции, повышение доступности ресурсов, а также снижение степени восприятия риска, главным образом в отношении общих экономических ожиданий и перспектив развития рынка недвижимости, сказываются на снижении стоимости кредитов. В условиях возрастающей конкуренции банкам приходится смягчать условия по кредитам: снижать процентные и комиссионные ставки по кредитам, увеличивать сроки и суммы финансирования, проводить различные рекламные мероприятия, а также вводить новые кредитные условия, когда процентная ставка по кредиту зависит от качества заемщика.

“Несмотря на некоторое смягчение кредитной политики банков, в целом система оценки платежеспособности заемщиков остается жесткой”, – указывается в исследовании. Банки достаточно тщательно проверяют платежеспособность и кредитоспособность клиентов, на рынке ограничено предложение кредитов без подтверждения дохода. В то же время банки отмечают повышение уровня финансовой грамотности населения, что подтверждается более тщательной оценкой клиентами условий кредитования и собственной платежеспособности.

Во II квартале 2011 года около 91% банков предполагают сохранить основные неценовые условия кредитования (кредитные лимиты, сроки погашения кредита, требования к залоговому обеспечению) и 93% планируют оставить неизменными ценовые условия (маржа по стандартным и рискованным видам кредитования).

Вместе с тем около 24% банков ожидают дальнейшее некоторое смягчение кредитной политики в отношении ипотечных займов и 42% – по потребительскому кредитованию.

Источник: thenews.kz