Компании emerging markets развивают операции, отвоевывая доли рынка у компаний Европы и США

Компании emerging markets развивают операции, отвоевывая доли рынка у компаний Европы и США

Компании развивающихся стран активно наращивают свое присутствие как на внутренних рынках, так и за рубежом, отвоевывая позиции у широко известных европейских и американских корпораций, пишет газета Financial Times.

Согласно оценкам Boston Consulting Group (BCG), количество азиатских компаний с годовой выручкой более $1 млрд увеличилось за период с 2003 по 2013 гг. в шесть раз – до 1,015 тыс. компаний.

Многие из этих компаний имеют операции за рубежом или планируют международное развитие и практически все конкурируют с авторитетными западными компаниями в собственных странах.

В Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке темпы роста числа таких компаний более медленные, но тоже впечатляющие, отмечают в BCG. В этих регионах на конец 2013 года было порядка 700 компаний с годовой выручкой более $1 млрд – вдвое выше, чем в 2003 году.

Замедление темпов экономического роста и даже снижение ВВП ряда крупных развивающихся стран в последнее время, в особенности России, Бразилии и ЮАР, негативно сказалось на темпах развития операций многих компаний emerging markets, отмечает старший партнер BCG в Сингапуре Кристоф Неттешейм.

“Тем не менее, я бы сказал, что в целом компании emerging markets продолжают отвоевывать долю рынка у международных корпораций”, – сказал К.Неттешейм.

Китайские компании активно наращивают присутствие за рубежом, в том числе благодаря финансовой поддержке двух государственных банков развития, функционирующих в КНР – China Development Bank и Export-Import Bank of China.

Основная часть финансирования направляется китайскими банками развития на инфраструктурные проекты, что подготавливает почву для получения соответствующих строительных контрактов компаниями КНР. Это, в свою очередь, позволяет использовать в реализации проектов китайских поставщиков строительного оборудования.

На конец 2014 года совокупный объем кредитов, выданных двумя фининститутами за рубежом, составлял порядка $684 млрд. Это чуть меньше совокупного объема кредитов, выделенного шестью западными институтами развития ($700 млрд) – Всемирным банком, Азиатским банком развития, Межамериканским банком развития, Африканским банком развития, Европейским инвестиционным банком (EIB) и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), свидетельствует исследование Бостонского университета и Китайской академии социальных наук.

Китайские банки развития вряд ли ослабят финансирование с учетом реализации Пекином проекта One Belt – One Road (“Один пояс – одна дорога”), предполагающего строительство инфраструктурного пояса по маршруту исторического Шелкового пути из Китая в Европу и требующего инвестиции в объеме порядка $900 млрд в течение 10 лет.

КНР, однако, не является единственным трамплином для зарубежного развития компаний emerging markets.

Так, опыт филиппинской Jollibee Foods, владельца международных брендов сетей ресторанов быстрого питания, показал, что успешное зарубежное развитие возможно для компании практически из любой развивающейся страны при наличии сильной базы на внутреннем рынке и разумной стратегии зарубежного развития.

Список наиболее прибыльных компаний emerging markets, получивших более 10% выручки за рубежом в 2015 году, возглавляет китайский промышленный конгломерат Citic, второе место занимает российский “Газпром” (MOEX: GAZP), пятое место – “Роснефть” (MOEX: ROSN), свидетельствуют данные FT.

В пятерку также вошли State Grid Corporation of China и малайзийская Petroliam Nasional Berhad (Petronas).