Мировая экономика боится украинско-российского противостояния

Мировая экономика боится украинско-российского противостояния

Необъявленная война между Украиной и Россией сильно напугала ведущих экономистов планеты. В последнем, датированном 8-м апреля выпуске Всемирного экономического прогноза , который регулярно публикует Международный валютный фонд (МВФ), прогноз по росту мировой экономики в 2014 г. снижен с 3.7% до 3.6%. Прогноз на 2015 г. оставлено без изменений – 3.9%.

Геополитические риски, связанные с ситуацией в Украине, аналитики фонда вынесли отдельным пунктом – здесь упомянуто и возможное уменьшение объемов региональной торговли, и негативное влияние на глобальные финансовые рынки, и последствия введения более жестких экономических санкций против России.

Правда, не только украинско-российское противостояние, вызванное аннексией Крыма и сепаратизмом на востоке Украины, виновато в ухудшении прогноза развития глобальной экономики. Угроза сверхнизкой инфляции в развитых экономиках, а также предполагаемый отток капитала с развивающихся рынков развивающихся стран, из-за запланированного завершения программы количественного смягчения в США – вот факторы дополнительного давления на продвижение экономики планеты.

“Ситуация в Украине в случае неудачного решения может распространиться и иметь широкие последствия”, – подчеркнула глава МВФ Кристин Лагард во время своей речи 2 апреля в Вашингтоне. Ослабление напряжения “требует не только хороших решений, но хороших политических решений. И первое, и второе является критически важным, чтобы глобальная экономика могла переключить передачу и двигаться с более высокой скоростью”.

Джон Липский, бывший первый заместитель главы МВФ, в своем интервью для телеканала Bloomberg от 28 марта отметил, что нестабильная ситуация в Украине может привести к проблемам с поставками российского газа в Европейский Союз. Все это будет иметь серьезное влияние на денежные потоки.

Интересно, что МВФ полностью отказался прогнозировать развитие украинской экономики в 2014-2015 гг. из-за продолжающегося кризиса. Правда, дополнительной причиной для такого отказа мог стать тот факт, что Украина ожидает от МВФ принятия финального решения о предоставлении пакета финансовой помощи, размер которой может достичь 18 миллиардов долларов и стать ключом к получению в итоге 27 миллиардов долларов в течение двух лет в качестве поддержки от западных стран. Если бы фонд опубликовал конкретный прогноз по Украине, в нем бы читалось решение о предоставлении такого пакета помощи, которое бы, в свою очередь, вызвало бурную реакцию финансовых рынков. Очевидно МВФ не хотел давать рынкам возможность прочитать в цифрах решение по Украине – и само решение, вполне возможно, еще окончательно не принято.

Финансовые аналитики очень внимательно следили за событиями в Украине в течение последних четырех месяцев – курс национальной валюты и доходность долговых бумаг прошли через процесс значительных пертурбаций, вызванных политической неопределенностью.

Инвесторы, чьи экономические интересы прикованы к развивающимся рынкам, были вынуждены принимать сложные решения, учитывая то, что Евромайдан постепенно трансформировался в противостояние с Россией из-за Крыма. Западные демократии откровенно осуждают российскую политику в отношении Украины, угрожая ей экономическими санкциями, которые могут иметь очень тяжелые последствия для финансового состояния России.

МВФ ухудшил прогноз экономического роста России в 2014 г. с 1.9% до 1.3%, в ​​2015-м – с 2.5% до 2.3%. Отток капитала из российской экономики может составить около 100 миллиардов долларов в этом году – и это прогноз, озвученный Андреем Белоусовым, помощником президента Владимира Путина, который имеет все причины обнародовать наиболее оптимистичный вариант развития событий. Прогнозы Всемирного банка менее утешительны – его специалисты предполагают отток капитала из России на уровне 150 миллиардов долларов. Ожидается, что держатели российских акций будут массово избавляться от этих бумаг.

Национализация украинских активов непризнанным крымским правительством еще больше усиливает ощущение незащищенности у инвесторов, которые хотели бы “припарковать” свой капитал на развивающихся рынках. Ситуация в Таиланде не слишком похожа на украинскую, но эта страна также оказалась перед риском потери территориальной целостности. Тамошние протесты против коррумпированного правительства тоже привели к кровопролитию. И после того, как инвесторы увидели нарушение многосторонних соглашений в Крыму, у них есть все причины предполагать, что то же самое произойдет в Таиланде. Поэтому, когда Таиланд столкнется с оттоком капитала, не надо считать, что украинский кризис к этому никак не причастен.

MSCI – основанный американским банком Morgan Stanley индекс развивающихся рынков – в последнее время находился у двухлетних минимумов. Геополитическое напряжение заставляет инвесторов выводить капитал из этих рынков и размещать его в развитых экономиках, получая меньше доходности, но прочные гарантии.

Украина грозит стать для мировых рынков Сирией №2 (правда, вина здесь скорее в территориальных притязаниях России). Кто следил за мировыми фондовыми рынками в течение последних трех лет, тот помнит, сколько волатильности на рынках вызвала гражданская война в Сирии. Очередная схватка правительственных войск с повстанцами, очередное открытие фактов использования химического оружия вызвали у инвесторов безумный пессимизм и рынки падали. Очередные надежды на мирное завершение конфликта и новости о проведении очередного раунда переговоров вдохновляли инвесторов на оптимизм.

Среди авторов аналитических записок относительно фондовых рынков именно Сирия стала самым популярным способом объяснить непонятные на первый взгляд движения котировок. До Сирии роль катализатора динамики фондовых рынков выполняла Греция с ее долговым кризисом. Теперь такая неутешительная роль выпала Украине.

Иван Верстюк