Новый путь Китая. Экономическая экспансия на старте
Китай оказался одной из стран, получивших огромные преимущества от международной глобализации и свободной торговли. За счет успешных реформ и активной интеграции в мировую торговую систему, страна смогла показать феноменальные результаты экономического роста. И сейчас Китай, уже в качестве второй мировой экономики, готовится сделать очередной шаг по усилению своей экономической экспансии.
Из третьего мира в первый
Бедный, необразованный, коррумпированный коммунистический Китай остался в прошлом. Несмотря на обилие критики китайской экономической модели, стоит признать, что, в отличие от многих других государств, Китай использует заработанные деньги не на проедание, а на переоснащение экономики и развитие инфраструктуры.
Страна, в которой раньше не было дорог, а только направления, сейчас стала второй в мире по протяженности автомобильных дорог и одним из мировых лидеров по развитию скоростных железнодорожных перевозок.
Большие средства вкладываются в науку, образование, медицину и биотехнологии, космические технологии и энергосбережение, и все, что связано с передовыми научными достижениями. Китайские студенты – одни из лидеров по количеству в ведущих университетах мира.
Окрепшая экономика позволила Китаю перевооружить армию и начать строительство флота.
Сейчас китайская армия является самой крупной по численности и одной из самых оснащенных в мире.
Усиление экономического и военного потенциала привело к росту политического веса страны в регионе и мире. Китай теперь не только привлекает инвестиции в свою экономику, но и все больше инвестирует в экономические проекты в других странах.
Растущая потребность в надежных источниках сырья и рынках сбыта сопровождается все более активным присутствием китайского бизнеса на Ближнем Востоке, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, странах Африки, Азии и Латинской Америки.
Сейчас Китай, предложив миру самый глобальный экономический проект, готовится подняться на качественно новый уровень экономической экспансии.
Зарубежные инвестиции Китая бьют рекорды
По данным Министерства торговли, объем внешних инвестиций Китая в 2016 году достиг 161млрд долл., это самый высокий показатель за все годы.
В 2016 году достигнуто положительное сальдо инвестиционного баланса, объем внешних инвестиций из Китая превысил сумму зарубежных инвестиций в китайскую экономику.
Китайские инвесторы создали за рубежом 34 тыс. предприятий в 189 странах мира. Прямые иностранные инвестиции Китая на конец 2016 года составляют 1,25 трлн долл.
Новый шелковый путь
Правительство Китая, похоже, окончательно отказалось от политики невмешательства и акцента на внутреннее развитие.
Новая концепция предусматривает глобальную экономическую экспансию китайских компаний, финансов и трудовых ресурсов в Азии, создание нового экономического содружества, простирающегося от Ближнего до Дальнего Востока.
По замыслу авторов проекта, китайские товары должны быстро и беспрепятственно поставляться во все страны Азии и Европы. Но фишка в том, чтобы доставлять товары по суше, а не по морю. Это значительно быстрее и выгоднее.
Кроме того, реализация проекта Нового шелкового пути позволит Китаю ощутимо усилить свое экономическое присутствие в странах, участвующих в проекте. С его реализацией можно ожидать увеличения дружественных или лояльных к Китаю государств. Что еще больше увеличит политический вес Китая в мире.
Одной из причин, почему Пекин отказался от политики невмешательства в пользу экономической экспансии в Азии, может быть опасение потерять контроль над морскими торговыми путями, по которым китайские товары доставляются на рынки сбыта.
Морские пути сейчас контролирует флот США, поэтому полагаться на экспорт товаров только морем, по мнению китайского руководства, слишком рискованно.
Глобальный старт
В мае 2017 года после нескольких лет согласований в Китае был проведен международный форум, в ходе которого подписаны соглашения о торговом и бизнес сотрудничестве с более чем 30 государствами и начаты переговоры о создании зоны свободной торговли с участниками соглашения.
Для реализации проект «Один пояс, один путь» планируется построить десятки тысяч километров шоссейных и железных дорог, десятки глубоководных морских портов, новые нефте и газопроводы. В труднодоступной горной местности для обеспечения беспрепятственной логистики запланировано сооружение туннелей и мостов.
Проект планирует участие в нем более чем 60 стран мира. Предполагается, что портфель инвестиций в реализацию Нового шелкового пути составит от 1 до 3 трлн долларов в ближайшие 10-15 лет.
За последние несколько лет инвестиции в инфраструктурные проекты Нового шелкового пути составили около 60 млрд долларов, в последующие 2 года эта сумма может вырасти в 3-4 раза.
Первые крупные проекты в рамках Нового шелкового пути уже стартовали.
Начато строительство китайско-пакистанского транспортного коридора, который пройдет из западного Китая до глубоководного морского порта Гвадар в Пакистане, расположенного на побережье Аравийского моря.
Общая стоимость проекта – около 50 млрд долларов, только строительство порта обойдется в 13 млрд.
Успешное завершение транспортного коридора даст возможность на половину сократить морской путь для доставки китайских товаров в Европу. Транспортный коридор открывает короткий путь из Китая на Ближний Восток.
В рамках южного транспортного коридора, которым планируется соединить Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию и Сингапур, с перспективой продления до Индонезии, идут активные работы по строительству железной дороги на лаосском участке. Инвестиции на строительство транспортной инфраструктуры в Лаосе составят около 7 млрд долларов.
Китайские инвесторы уже выкупили глубоководный порт Пирей в Греции, который планируется сделать узловым центром для доставки китайских товаров в Европу. Далее по проектируемой железнодорожной ветке через Грецию, Сербию и Венгрию товары будут доставляться в страны Евросоюза.
Сейчас у Китая есть планы по строительству нескольких сухопутных транспортных маршрутов из Восточной Азии в Европу:
- Центральноазиатский – через страны Центральной Азии, Афганистан, Иран в Турцию.
- Транспортный коридор через Казахстан, Закавказье, Украину в страны ЕС.
- «Новый евразийский мост» – через Казахстан, Россию, Украину в Евросоюз. Этот проект был предложен Китаем одним из первых, но по причине неуступчивости России и военного конфликта на Донбассе этот транспортный коридор имеет мало перспектив в ближайшем будущем.
Китай активно вкладывает инвестиции не только в Евразии, но и в Африке.
В Кении за счет китайских инвесторов модернизируется железная дорога от столицы Найроби до порта Момбаса, что позволит получить удобный транспортный маршрут вглубь континента.
В этом году открыта железная дорога, соединяющая Джибути – столицу и порт одноименной страны, со столицей Эфиопии Аддис-Абебой. Таким образом, Китай получает удобные транспортные маршруты, дающие возможность доставлять ресурсы африканского континента в порты на восточном побережье.
А в Джибути, расположенной в районе Африканского рога, планируется построить первую зарубежную военно-морскую базу Китая для повышения безопасности транспортных потоков китайских товаров через Красное море.
Один путь, много выгод
Поскольку глобальный проект «Один пояс, один путь» предложен Китаем, то можно предположить, что большая часть выгод от его реализации также достанется этой стране.
Во-первых, огромный по своему масштабу и инвестициях проект даст новый толчок для роста китайской экономики, которая уже не может быстро расти только за счет внутреннего развития.
Во-вторых, экономический проект позволит создать вокруг Китая пояс союзных и лояльных к Пекину государств, заинтересованных в реализации проекта на своей территории.
Таким образом, Китай в среднесрочной перспективе может получить блок дружественных стран в самой населенной части планеты.
В третьих, Новый шелковый путь реализуется по китайским планам, на китайские деньги и предусматривает, прежде всего, китайские выгоды.
А какие преимущества от реализации этого проекта получат другие его участники, покажет время.
Сергей Савенко
Теги: Китай