Новости из США заставляют действовать и Европейский центробанк
После решения Федеральной резервной системы США о повышении ставки рефинансирования вынужден действовать и Европейский центральный банк. Впервые действия ФРС и ЕЦБ расходятся. Такое не может продолжаться долго, говорят эксперты.
“Маленький шаг для ФРС, большой шаг для финансовой системы”, – так прокомментировал решение смотреть Федеральной резервной системы США (ФРС) по ставке рефинансирования Ульрих Катер. Главный экономист DekaBank перефразировал известное высказывание астронавта Нила Армстронга о высадке на Луну. Эти явления неравнозначны, однако пересмотр процентной ставки – также эпохальное событие. “ФРС символически похоронила финансовый и банковский кризис 2008 года”, – объясняет Катер.
Когда интрига со ставкой раскрылась, стало интересно, насколько быстро ФРС будет поднимать учетную ставку в ближайшие годы. В немецком Commerzbank ожидают, что до конца 2016 года показатель достигнет 1,25 процента.
Для сравнения: ставка рефинансирования в Еврозоне составляет 0,05 процента. На своем заседании в начале декабря Европейский центробанк не опустил ее до нуля, однако смягчил денежно-кредитную политику. Среди прочего, на шесть месяцев продолжив программу выкупа бондов – до марта 2017 года.
Разногласия денежной политики
Сейчас возникла уникальная историческая ситуация, когда ФРС и ЕЦБ проводят разную денежную политику. “Из-за того, что расхождение еще обострилось, евро попал под еще большее давление”, – говорит Фолькер Геллмайер, главный аналитик BremerLandesbank. Ведь капитал убегает из зоны с низкой учетной ставкой и делает валюту этой зоны, в данном случае евро, непривлекательной, объясняет экономист.
Курс единой европейской валюты упал с одного доллара 40 центов в 2014 году до одного доллара восьми центов, а в 2016 году курсы сравняются, считают эксперты. Некоторые не исключает даже, что курс евро может упасть еще ниже.
ЕЦБ вынужден действовать
“Соединенные Штаты не заинтересованы в ухудшении экспортного баланса, а следовательно – в слабом евро или сильном долларе”, – рассказал Геллмайер в интервью DW. Иными словами, ЕЦБ следует ограничить действия по дальнейшему денежному смягчению.
Мартин Ванслебен, исполнительный директор немецкой Торгово-промышленной палаты надеется, что ЕЦБ изменит политику: “Решение американцев должно было заставить ЕЦБ переосмыслить слишком активную политику смягчения последних месяцев”, – считает Ванслебен. По его мнению, только дешевыми кредитами предпринимателей не поощрить инвестировать в экономику страны. “Для этого прежде всего нужны лучшие рамочные экономические и политические условия”, – подчеркнул эксперт.
Политика дешевых денег себя не оправдала
Фолькер Геллмайер с Bremer Landesbank считает, что главная цель – расширение кредитования количественными мерами – так и не была достигнута. Зато достигли лишь ослабления евро – цели, о которой вслух не говорили. Но именно это помогло поддержать конъюнктуру внутри Еврозоны.
Слабый евро, впрочем, означает не только преимущества для экономики. “Импортеры сырья будут платить больше, если евро будет дешеветь”, – говорит Михаэль Гютер, директор Института немецкой экономики в Кельне.
Кроме того, Еврозоне больше не нужны дешевые деньги, ведь “выросла конкурентоспособность ее стран”. Еще один аргумент – низкая инфляция. В ноябре ее показатель в зоне евро составил 0,2 процента, хотя прогнозировали 2 процента. Глава ЕЦБ Марио Драги, обеспокоен тем, что валютный союз может войти в порочный круг дефляции, попытался противодействовать этому большими объемами дешевых денег.
Однако и здесь вскоре можно будет расслабиться. По подсчетам Bremer Landesbank и Института мировой экономики в Киле, инфляция в 2016 году ускорится. Фолькер Геллмайер, однако, не ожидает поднятия ставки рефинансирования в Еврозоне в следующем году. По его мнению, этот вопрос встанет на повестке дня не раньше 2017-го года.
Чжанг Данхонг, Анна Беднова