Продажи компьютеров Apple упали в 56 раз сильнее среднерыночного
По итогам третьего квартала американские поставки компьютеров Apple Mac упали гораздо сильнее, чем продажи прочих ПК, в первую очередь тех, которые предлагаются с операционной системой Microsoft Windows, — утверждается в аналитическом отчете IDC, обнародованном на прошлой неделе. Так, поставки компьютеров Apple по отношению к третьему кварталу прошлого года снизились на 11,2 процента и составили 1,9 млн штук. В целом же падение продаж ПК в США составило всего лишь 0,2 процента, причем четыре крупнейших производителя из топ 5 — HP, Dell, Lenovo и Toshiba — продемонстрировали положительную динамику. Это значит, что темпы реализации персональных компьютеров Apple демонстрируют в 56 раз худшую динамику, чем рыночная ситуация складывается в среднем.
В чем же причина? Как полагают аналитики IDC, интерес покупателей к компьютерам Mac сильно связан с выходом новых продуктов. Как только Apple выпускает какие-то новые модели своих ПК, продажи сразу подскакивают. Однако с тех пор как в июне 2012 был представлен 13-дюймовый ноутбук MacBook Pro с Retina-дисплеем, никаких ярких анонсов в мире яблочных компьютеров не происходило. Проведенное же в 2013 году обновление ультра-портативной линейки MacBook Air за счет ее перевода на новые процессоры Haswell добавить желанного оживления в продажи Mac не смогло. В то время как многие ожидали появления экрана Retina и в MacBook Air, этого не случилось, и аналитики IDC полагают, что это разочаровало многих потенциальных покупателей, отказавшихся от очередного приобретения. Также в течение третьего квартала Apple обновила и “настольную” линейку iMac, однако сделано это было в самом конце отчетного периода и на статистику повлиять уже не могло.
Надо заметить, что другое аналитическое агентство, Gartner, приводит несколько отличающиеся показатели продаж за третий квартал, говоря, что снижение поставок персональных компьютеров Mac в США составило всего лишь 2,3 процента. Но, тем не менее, отчеты Gartner и IDC сходятся в том, что Apple — это единственный производитель компьютеров из верхней пятерки, который растерял свою клиентуру в течение третьего квартала этого года по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.
Впрочем, падение продаж ПК не является для Apple сколь-нибудь заметной неприятностью. По данным IDC, компанию давно следует считать не производителем компьютеров, а производителем телефонов. Например, по результатам второго квартала 2013 года, 51 процент доходов Apple получила от продаж iPhone, в то время как Mac-системы обеспечили ей лишь 18 процентов прибыли.
Любопытно, что ни IDC, ни Gartner, не приводят данных по продажам Mac за пределами США. Однако прочие отчеты указывают, что ситуация на глобальном рынке складывается похожим образом. Например, аналитики из Cantor Fitzgerald & Co выдали прогноз о падении годовых общемировых продаж компьютеров Mac на 18,4 процентов, а в отчете аналитического агентства ISI Group констатируется 16,3-процентное снижение глобальных поставок персональных компьютеров Apple за третий квартал (по сравнению с третьим кварталом 2012-го).
Дальнейшая же динамика поставок компьютеров Apple будет зависеть от успешности ожидающихся до конца этого года анонсов: новых автономных дисплеев, компактных настольных систем Mac mini и обновленных моделей ноутбуков MacBook Pro. Однако былых показателей Apple, очевидно, уже не достигнет. Аналитики солидарны, что объемы поставок Apple Mac и доходы от их реализации будут в дальнейшем сокращаться от квартала к кварталу. Они, как и весь рынок ПК, страдают от каннибализации со стороны планшетов. Хотя, конечно, Apple в этом плане находится в более завидном положении, нежели конкуренты, так как компания сталкивается с перераспределением предпочтений пользователей и их переходом к iPad, а не к продуктам других фирм. Это неоднократно подчеркивалось и руководством яблочной компании. В январе, подводя итоги прошедшего года, исполнительный директор Apple, Тим Кук, говорил: “Я вижу в каннибализации огромную возможность для нас. Наша философия состоит в том, чтобы никогда ее не бояться. Если мы испугаемся, то этим воспользуется кто-то другой. Мы знаем, что iPad будет съедать продажи некоторых Mac, но это нас не расстраивает”.