Рейтинг самых инновационных компаний 2013 года
Технологическая карта мира меняется. Место прежних лидеров, снимавших сливки с премиальных продуктов, занимают производители с оптимальным соотношением цены и качества.
Каждый год в Бостон приходит осень. Листья на деревьях желтеют и начинают опадать. Становится прохладнее. Любители утренних пробежек надевают теплые регланы. Птицы улетают на юг. А компания The Boston Consulting Group в очередной раз объявляет Apple самой инновационной компанией мира, иронизирует американский техноблогер Марк Стил.
Это происходит каждый год в сентябре на протяжении последних девяти лет. И позиции Apple остаются непоколебимыми, несмотря на то что научно-технический прогресс не стоит на месте.
Рейтинг по большому счету состоит из корпораций, представляющих две отрасли – IT и автомобилестроение. Причем первые прочно оккупировали верхнюю часть списка, что красноречиво свидетельствует о том, какие компании сегодня на слуху.
Дело в том, что в основе рейтинга The Boston Consulting Group лежит сложная формула, сочетающая результаты голосования 1500 топ-менеджеров авторитетных корпораций и финансовые показатели компаний-претендентов. При этом итоги голосования имеют удельный вес 80% в общих результатах. Поэтому рейтинг The Boston Consulting Group скорее отражает настроения в индустрии высоких технологий, чем является мерилом каких-то финансовых достижений. И в этом его главная ценность, полагает Стил.
В нынешнем году в рейтинге случилась маленькая, едва заметная на первый взгляд, но очень знаковая перемена. Samsung и Google поменялись местами в первой тройке. Google, прежде занимавший второе место, опустился на строчку ниже, пропустив корейцев вперед.
Это поразительно с нескольких точек зрения, отмечает Стил. Вопервых, Samsung во многом обязан своим успехом операционной системе Android, разработанной Google. Во-вторых, было принято считать, что Google, стоящий за развитием Android, ныне самой популярной операционки в мире, должен получать от этого наибольшие дивиденды, но выясняется, что корейцы снимают сливки с Android в большей степени, чем Google.
Samsung осталось обойти Apple, и тогда можно будет констатировать, что эпоха доминирования американских компаний завершилась. Японцы, некогда правившие бал в IT-индустрии, безвозвратно утратили свои позиции. Есть и признаки того, что грядет спад в развитии крупнейших американских компаний. Наступают новые времена, говорит Стил.
И не только в IT. Автопром наступает хайтеку на пятки с огромным количеством инновационных разработок. Гибридные силовые установки, интеллектуальные системы безопасности и многие другие новшества превращают современные автомобили в настоящие гаджеты на колесах.
Здесь также некогда непоколебимые лидеры постепенно сдают позиции компаниям, которые еще сравнительно недавно воспринимались только как производители ширпотреба.
Подобно тому как Samsung за несколько лет смог подняться из третьей десятки рейтинга на его вершину, постепенное поступательное движение наверх совершает и корейский автомобильный концерн Hyundai. В сегодняшней версии рейтинга The Boston Consulting Group компания уже стоит выше, чем такие маститые бренды, как Honda, Audi, Daimler, Nissan и Renault.
Перемены в позициях компаний отражают новые тренды в мире высоких технологий. Сейчас лидерами являются не те корпорации, что производят премиальные продукты по ценам, отпугивающим рядовым обывателей, говорят эксперты.
“Сегодня инновации – это способность вывести на рынок технологию, которую принимает рядовой потребитель и при этом она будет ему по карману”, – поясняет одна из составителей рейтинга, Хади Заблит.
Меняя правила
Рокировка Samsung и Google на вершине рейтинга самых инновационных компаний 2013-го года – важное событие в IT-индустрии. Никогда прежде даже у непьющих менеджеров Samsung не было такого впечатляющего повода открыть шампанское, говорит Стил, а у менеджеров Google – такого впечатляющего повода задуматься о радикальных контрмерах.
Создавая операционную систему Android несколько лет назад, в Google мечтали о платформе, которая привлечет крупнейших производителей и позволит дать достойный отпор Apple на рынке смартфонов.
С одной стороны, план сработал, отмечают эксперты. Android быстро привлек внимание производителей, пытавшихся конкурировать с Apple. Такие компании, как Samsung, HTC, Sony,LG, сделали основную ставку на Android. Их поддержка начинаний Microsoft с ее Windows Phone была чисто символической. Как следствие, некогда гигант рынка Nokia, эксклюзивно поддержавший Microsoft, оказался частью истории. Blackberry, сохранивший верность собственной платформе, – уже практически тоже.
Однако Android не стал для Google настоящей дойной коровой. Сначала компания столкнулась с проблемой фрагментации – производители вносили в Android изменения, из-за которых на рынке появились сотни вариантов смартфонов с разными версиями операционной системы. Обновление до последней версии Android стало проблематичным.
Google начал выпуск аппаратов под брендом Nexus (их делали партнеры компании HTC, Samsung, LG), но спрос на такие смартфоны был невысок.
А затем нарисовалась новая проблема. Рынок Android-смартфонов постепенно превратился в королевство Samsung, в котором остальные производители получили место на задворках.
Флагманские модели Samsung каждый год становятся бестселлерами, а модели среднего ценового диапазона эффективно заполнили нишу между обычными звонилками и дорогими топовыми решениями.
В результате на рынке смартфонов остались только два ключевых игрока – Apple и Samsung. Именно Samsung, а не Google. И это притом, что Samsung использовал Android как трамплин для рывка в войне с Apple. Использовал очень успешно и сегодня пожинает плоды, в то время как Google, стоящий за разработкой Android, слабо ассоциируется со смартфонами в головах рядовых потребителей, которые не следят за перипетиями рынка и не читают специализированную прессу.
Нынче мир смартфонов и планшетов поделен между двумя компаниями, констатируют эксперты. И Apple противостоит вовсе не Google, а Samsung, еще в 2008-м году занимавший в рейтинге The Boston Consulting Group лишь 26-е место.
Противостояние между Apple и Samsung напоминает длящуюся уже давно войну между BMW и Honda, считает Ричард Сэйнтвилус, американский финансовый аналитик, специализирующийся на IT-индустрии. По его мнению, руководители Samsung смогли понять простую истину, которую отказались увидеть такие компании, как Microsoft и Nokia.
“Если вы не можете отобрать у Apple его рынок, нужно создать свой собственный”, – формулирует эту истину Сэйнтвилус. Если вы годами ездите на BMW, вас сложно убедить пересесть на Honda, говорит эксперт. И в Samsung решили не играть в эту игру. Вместо того корейская компания придумала гонку диагоналей экрана и количества ядер в процессоре. В сущности Samsung предложил покупателям, по каким-то причинам не рассматривавшим возможность покупки iPhone, лучшую альтернативу, чем другие производители. И просто съел всю долю рынка, которую Apple оставил для конкурентов.
Рецепт успеха оказался прост, как и в случае со стратегией Honda в начале 2000-х. У вас нет денег на BMW? Тогда покупайте Honda – это почти то же самое, поясняет Сэйнтвилус. Samsung представил покупателям обширный модельный ряд устройств, не уступавших в функциональности iPhone, но по меньшей цене.
Затем компания даже смогла двинуться дальше, чем Honda когда-либо удавалось зайти в войне с BMW. Создав рынок смартфонов с большой диагональю экрана, Samsung изменил эти правила. В 2012-м Apple, прежде всегда устанавливавший правила игры, впервые пошел на поводу у конкурентов, увеличив диагональ экрана в новой модели iPhone 5.
Тот факт, что в рейтинге инновационных компаний Samsung, использующий Android, опередил Google, разработчика Android, тоже показателен, считает Стил.
Влияние корейской компании на Android постепенно растет. Samsung вносит множество изменений и доработок в Android, и многие из них становятся частью операционной системы. Например, впервые появившаяся в прошлом году функция MultiView, позволяющая разделить экран Galaxy Note 2 между двумя приложениями.
В нынешнем году вместе с запуском Galaxy Note 3 была продемонстрирована новая функция. Пользователь может создать окно произвольного размера и запустить в нем вторую программу поверх первой. Например, смотреть в небольшом окне ролик из YouTube, продолжая работать в основном окне с рабочей почтой.
Эта функция запатентована Samsung, но лицензирована Google и появится в следующей версии Android. Таким образом, одна из самых ярких и, возможно, востребованных, функций для устройств с большими экранами в Android будет иметь корейское авторство.
Умные колеса
“Впервые с тех пор, как мы составляем этот рейтинг (с 2005-го), в нем больше автомобильных компаний, чем производителей потребительской электроники”, – говорится в предисловии The Boston Consulting Group к рейтингу этого года. Более того, отмечают они, на сегодняшний день автомобильных компаний больше, чем представителей хай-тек-индустрии даже в первой двадцатке. И это неудивительно, считают эксперты.
“Машины уже не являются просто машинами, они превратились в компьютеры на колесах”, – констатирует Джо Маккендрик, обозреватель технопортала Smart Planet. В современных автомобилях сосредоточено больше вычислительной мощи, чем в компьютерах или смартфонах, и они просто нафаршированы разного рода сенсорами.
Инновации должны быть пользователю по карману, убеждена Заблит. По ее словам, компании, занимающие более высокие позиции в рейтинге, оказались способны предложить своим покупателям высокие технологии за приемлемые деньги. Иными словами, эксперты, опрошенные The Boston Consulting Group, считают, что главное в современных автомобилях не просто максимальный фарш, а оптимальное сочетание новейших технологий с разумной ценой.
Поэтому компактные машины с высокой безопасностью и отменной экономичностью более востребованы, чем премиум-автомобили с максимальными “наворотами”. Вот почему в рейтинге нет таких брендов, как Jaguar или Land Rover, а скромный Hyundai опередил даже Honda и Audi.
Есть и другая сторона медали. Инновационные гибридные автомобили, а также революционные модели, и вовсе обходящиеся без бензина, безусловно, являются будущим. Однако это будущее еще не настало. Такие машины еще дороги, а их эксплуатация сопряжена для обывателя с множеством сложностей.
Этим объясняется тот факт, что Tesla Motors, выпускающая, возможно, лучшие в мире электромобили, и Renault, также прилагающая огромные усилия по отказу от сжигаемого топлива в своих новых моделях, пока находятся в конце рейтинга.
Все современные автомобили набирают примерно одинаковое количество баллов в тестах на безопасность, а их показатели расхода топлива отличаются на десятые доли литра. Цена становится одним из решающих факторов успеха на рынке, отмечают эксперты. И даже несмотря на то, что корейские производители в последние годы без зазрения совести привели цены на свои автомобили в зону, где до цен на японских и европейских конкурентов остаются уже считаные проценты, все же они дешевле.
Но есть и более важный фактор, считает американский экономист Тим Моджониер. Это дизайн. Здесь тоже не обойдется без упоминания Apple, иронизирует он. Давайте посмотрим на формулу успеха Apple, говорит Моджониер: приятный внешний вид и простота использования – вот, что отличает продукты компании. Стив Джобс наглядно показал нам, что красота, а не новизна имеет наибольшую ценность на рынке. Дизайн оказывает сильнейшее влияние на эмоциональное восприятие, а следовательно, и на стремление потребителя обладать той или иной вещью.
Моджониер полагает, что именно отменный дизайн свежих моделей Hyundai и Kia привел к тому, что корейцы смогли отобрать большой кусок североамериканского рынка у своих японских конкурентов, в первую очередь у Toyota и Honda. Несколько лет назад главным дизайнером Kia стал Питер Шрейер, бывший дизайнер Audi, указывает эксперт. И по его мнению, с новым дизайном корейские автомобили за свою цену являются лучшим предложением, чем японские и европейские.
Десять лет назад корейцы делали надежные и качественные автомобили за свои деньги, но они были не так хороши, как японские, рассказывает Джейк Фишер, эксперт компании Consumer Reports, которая публикует авторитетные рейтинги потребительских товаров. Вскоре началась постепенная эволюция. Появились качественные материалы в интерьере и отделке салона. Однако двигатели оставались менее мощными и экономичными.
Затем пришло время автомобилей с более удачными двигателями. Например, предпоследнее поколение Hyundai Sonata имело более экономичные двигатели, чем Honda Accord, отмечает Фишер. Но, по его словам, все равно они выглядели скучными. А новое поколение Sonata производит совсем другое впечатление. Это не только экономичный, но и красивый автомобиль.
“Это стильная машина, которую хочется водить, – поясняет Фишер. – Полная противоположность новым моделям Camry и Accord. Никто не бежит за ними в магазин, их покупают просто по необходимости”.
Безусловно, успех корейцев пока не угрожает существованию компаний Toyota и Honda. Но Фишер видит прямую параллель между тем, что происходит с корейскими автомобильными корпорациями и производителями электроники: важнейшие факторы успеха – разнообразие модельного ряда, удачные цены и хороший дизайн.
“Samsung перешел из второго эшелона производителей в высшую лигу, и это заняло не так уж много времени”, – говорит Фишер.
Конец эпохи
В списке самых инновационных компаний происходят очередные изменения. Отступают в тень прежние гиганты, им на смену идут агрессивные производители из Южной Кореи. IT-компании теснятся, чтобы дать место в рейтинге автомобильным производителям.