Российские банки загнали ЦБ в тупик

Российские банки загнали ЦБ в тупик

Долгожданное случилось: Банк России направил в Госдуму и Минфин предложение о продлении до 1 июля 2011 года моратория на исключение банков из системы страхования вкладов. До введения моратория в конце 2008 г. если банк - участник системы страхования получал убытки три месяца подряд, регулятор был обязан ввести для него запрет на привлечение депозитов населения.

По оценкам директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаила Сухова число игроков, которым регулятор должен был ввести запрет за III квартал, составляет 89 банков против 85 во II квартале 2010 года. Из них 87 банков нарушают показатели финансового результата (доходности бизнеса).

Насколько плачевно обстоят дела с убыточными банками? На неделе Банк России обнародовал отчеты банков о прибылях и убытках. Хотя регулятор еще не свел агрегированные данные по сектору, уже можно судить о состоянии дел в группе убыточных банков по итогам III квартала. Число убыточных банков быстро сокращается. Если в августе кредитных организаций с отрицательным финансовым результатом насчитывалось 204, а в сентябре 197, то на начало октября, по нашим оценкам, их всего 138. Происходит это во многом благодаря улучшению результатов в группе небольших банков, где потери были незначительными, в несколько тысяч рублей. Величина совокупных убытков в группе также снижается. Если в августе-сентябре они достигали 29 млрд руб., то на начало октября совокупные убытки снизились до 22 млрд руб.

Анализируя структуру убытков, можно прийти к нескольким выводам. Несмотря на внушительные размеры, совокупные убытки не представляют угрозы для сектора, так как концентрируются в узкой группе банков. При этом обращает на себя внимание концентрация убытков у крупных розничных банков. Лидерами в этом плане, к сожалению, стали МДМ Банк, Абсолют Банк и МБРР. На них приходится почти 40% всех потерь убыточной группы. Что касается убытка Межмпромбанка Плюс размером в 1,5 млрд руб., то он уже ушел в небытие из-за отзыва лицензии.

Часть убытков обусловлена официальной процедурой финансового оздоровления. Под санацией находятся такие игроки, как "Собинбанк" (убыток в 1,19 млрд руб.), "ПотенциалБанк" (484 млн руб.), "Башинвестбанк" (154 млн руб.), банк "Союз" (154 млн руб.), "Банк24.ру" (66 млрд руб.), "Российский Капитал" (3,6 млн руб.). Ситуация в этой группе выравнивается, а убытки, во многом благодаря политике АСВ, - сокращаются. Общая сумма убытков санируемых банков не превышает 2 млрд руб., что составляет лишь 9,3% совокупных убытков.

Ряд банков не участвует в системе страхования вкладов, и их финансовые потери не представляют угрозы для вкладчиков. Среди них наибольшие убытки получил "Петрофф-Банк" (1,39 млрд руб.). В целом эта группа банков не оказывает значимого влияния на выборку убыточных банков. На игроков вне системы страхования вкладов приходится около 2,3 млрд руб. потерь, что составляет 10,2% совокупных убытков сектора.

В группе убыточных банков 47 организаций несмотря на рекомендации Банка России вовсе не публикуют отчеты о капитале, хотя на них приходится 5,968 млрд руб. или 27% совокупных убытков. Тем не менее, по доступным данным выделяется группа, в которой потери могут представлять угрозу для финансовой стабильности банка. Но в массе это небольшие организации, чьи потери не влияют на системную устойчивость банковского сектора.

Пока главный вопрос об исключении убыточных банков из системы страхования вкладов остался нерешенным. Из-за потерь "МДМ Банка", "Абсолют Банка", МБРР и "Промсвязьбанка" Банк России оказался в безвыходном положении. Он мог или исключить крупнейшие банки из системы страхования и тем самым спровоцировать панику на рынке вкладов. Или регулятор мог завершить действие моратория, предоставив особые условия крупным розничным банкам. Однако двойные стандарты противоречат принципам банковского надзора, и Банку России не оставалось ничего другого как ходатайствовать о продлении моратория для всех банков.

Пролонгация льготного режима участия в системе страхования вкладов, очевидно, никак не решает проблему убыточных банков. С большой степенью вероятности на середину 2011 г. убыточные банки будут продолжать существовать, хотя и не в таких масштабах и не с такими потерями. Опасность безответственного поведения банков, провоцирующая регулятора многократно продлевать действие моратория, сохраняется. По большому счету, Банк России допустил две ошибки в отношении системы страхования. Во-первых, он разрешил войти в нее в 2004 г. слабым банкам. Во-вторых, во время кризиса 2008-2009 гг. он не озаботился приведением методики оценки надежности банков в адекватное состояние. До тех пор, пока прибыль будет считаться критерием финансовой устойчивости, "моральный риск" сохраняется.

Я по-прежнему уверен - и с этим соглашается все большее число специалистов, - что единственным выходом из сложившегося положения является модификация оценки финансовой устойчивости банков. Сегодня анализ банка для участия в системе страхования вкладов основывается на интегрированной системе балльных показателей, которые коррелируют между собой и представляют конгломерат сложных взвешенных показателей. Банки оцениваются по показателям рентабельности активов и капитала, показателям структуры доходов и расходов, показателям чистой процентной маржи и чистого спрэда от кредитных операций.

Модификация оценки финансовой устойчивости может предполагать либо исключение показателей доходности, либо придание им меньшего веса в системе балльной оценки. Конечно, текущая официальная модель оценки банков а-ля американская CAMEL считается классикой анализа. Однако далеко не все ее компоненты играют критическую роль для определения будущей несостоятельности банков. Решающими из них являются ликвидность и достаточность капитала - собственно, последние инициативы Базельского комитета по банковскому надзору это только подтверждают.

Обновление критериев участия в системе страхования приблизит стандарт анализа банков к международным нормам. Таким образом, изменения позволят не только адекватно учитывать положение дел на банковском рынке, но и улучшить надзорную практику.