Российский авторынок ожидает череда банкротств
Согласно исследованию российского агентства “Автостат”, самыми уязвимыми оказались мелкие владельцы монобрендовых салонов, тогда как крупные дилерские холдинги усилят свои позиции.
“Автостат” опросил в феврале руководителей и менеджеров 79 компаний — участников российского авторынка, в том числе производителей, дилеров, банки, лизинговые и исследовательские компании.
Из-за падения авторынка в прошлом году отказались от дилерства или были лишены франшиз 502 компании, но появились 508 новых дилеров, говорится в исследовании. В 2014 году опрошенные эксперты прогнозируют ухудшение ситуации. В числе основных тенденций на рынке они отмечают снижение объема продаж новых машин и рост популярности подержанных авто. “Конкуренция усилится, что приведет к консолидации на рынке и усилению позиций крупных холдингов на фоне банкротств мелких продавцов автомобилей”, — утверждают эксперты.
Напомним, что в первом квартале 2014 года автопроизводители продали в России около 602,5 тыс. машин, на 2% меньше, чем за тот же период прошлого года, свидетельствуют данные Ассоциации европейского бизнеса.
Сложнее всего в этом году придется малым монобрендовым дилерам, считает исполнительный директор “Автостата” Сергей Удалов. Под ударом находятся, прежде всего, те, чьи марки показали самые плохие результаты. Так, по свидетельству АЕБ, в первом квартале больше всего потерял Ford — 27%. Также плохие результаты у Daewoo (–25% по первому кварталу), УАЗа (–25%), Ssang Yong (–19%), Peugeot (–18%) и АвтоВАЗа (–15%).
Кроме того, в зону риска входят дилеры, которые открылись непосредственно перед кризисом 2008 года: они сильно закредитованы, отметил Удалов.
Автодилеры действительно страдают от закредитованности, причем как молодые, так и те, кто давно работает на рынке, подтвердил президент ассоциации “Российские автомобильные дилеры” (РоАД) и генеральный директор компании RTDService Андрей Петренко. Именно от этого, по его словам, пострадал один из крупнейших игроков на российском авторынке, холдинг “РРТ-Моторс” из Санкт-Петербурга, который на днях был объявлен банкротом.
С тем, что монобрендовым дилерам жить будет сложнее, согласна и директор “Фольксваген центр Курск” Ирина Некрасова: по ее словам, ее собственную компанию пока спасает широкий модельный ряд. В случае сокращения объемов продаж Некрасова планирует обращаться к импортеру, чтобы он пересмотрел план продаж.
Поставщики автомобилей будут до последнего удерживать дилеров от ухода, полагает член правления группы “Автомир” Владимир Петров. Текущие мощности дилеров превышают потребности рынка, и сокращение неминуемо, рассуждает он. Так, в конце прошлого года “Автомир” приобрел московского дилера “Галф”, у которого было два автоцентра Hyundai и Mitsubishi.
Сложно придется в первую очередь региональным дилерам, полагает представитель группы “Рольф”. В регионах падение будет сильнее, чем в Москве, из‑за более низкой покупательной способности населения, объясняет он. В целом за первый квартал 2014 года бренды портфеля ГК “Рольф” росли чуть быстрее рынка, говорит руководитель дилерского центра Mitsubishi “Рольф Магистральный” Светлана Виноградова. По словам представителя компании, “Рольф” опережает темпы роста московского рынка из‑за качественных маркетинговых стратегий.