Российскую экономику опускают все ниже
Международный валютный фонд третий раз за этот год понижает прогноз по росту экономики России. На этот раз с 3,4% до 2,5% ВВП. Замедляют российскую экономику снижение инвестиций и сокращение спроса на глобальных рынках. Опасения российских экспертов вызывает деофширизация и концентрация плохих результатов в промышленности, причем в отраслях, ориентированных не только на внешний, но и на внутренний спрос.
«Экономический рост в России замедлился, при этом инфляция остается высокой. Экономическую активность сдерживают снижение инвестиций и внешнего спроса», — заявил глава миссии экспертов МВФ Антонио Спилимберго по завершении работы в Москве и встречи с главами Минфина Антоном Силуановым и ЦБ Сергеем Игнатьевым и независимыми экспертами.
По оценке МВФ, экономика России функционирует на уровне своего потенциала, при этом показатели безработицы достигли исторического минимума, а степень загрузки мощностей — высокого докризисного уровня.
Согласно прогнозу фонда, рост ВВП в 2013 году составит 2,5% — всего на долю процента ниже, чем прогнозировал еще в апреле Минэкономразвития. В 2014 году рост достигнет 3,5% (прогноз Минэкономразвития — 3,7%).
МВФ трижды за последние полгода пересматривает свою оценку по России. В октябре прошлого года фонд прогнозировал рост российской экономики на уровне 3,8%, в январе этого года снизил оценку до 3,7%, в апреле —до 3,4%.
Действовавшая в докризисные годы модель экономического роста, опиравшаяся на высокие цены на нефть и увеличение загрузки производственных мощностей, более не применима, считают в МВФ.
При этом фонд положительно оценил усилия Банка России по «совершенствованию основ денежно-кредитной политики и решимость официальных органов осуществить переход на полномасштабное таргетирование инфляции к концу 2014 года». «Инфляция потребительских цен незначительно снизится до верхней границы установленного Банком России на конец 2013 года целевого диапазона на уровне 5–6%», — считает МВФ. Прежний прогноз по инфляции — 6,9%.
Но обсуждаемые сейчас правительством предложения о стимулирующих мерах, в частности, за счет увеличения госинвестиций МВФ не вдохновляют. Такие меры могут подорвать макроэкономическую стабильность «вследствие быстрого роста необеспеченных потребительских кредитов», отмечают эксперты.
«Следует приветствовать введение нового бюджетного правила и противостоять любым попыткам увеличить государственные расходы вне рамок бюджетного правила», — советую они.
Большая часть пожеланий МВФ к российским властям традиционна и повторяется из года в год. Это диверсификация экономики, улучшение делового климата за счет повышения эффективности работы госкомпаний, укрепления прав собственности, упрощения доступа к энергетической инфраструктуре, повышения мобильности трудовых ресурсов.
Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП России еще в марте — с 3,6% до 3,3%. Экономика России выглядит сильной только на первый взгляд, говорилось в региональном докладе ВБ. Экономический рост в России в 2012 году оказался выше, чем в Бразилии, Южной Кореи и Турции — это было немыслимо всего лишь два года назад, сообщали экономисты.
Кроме того, Россия вышла на профицит торгового баланса. Отток капитала сократился, госбюджет был сбалансирован, что дало возможность правительству начать пополнение суверенных фондов. Безработица упала до рекордно низкого уровня, и заработная плата неуклонно росла. Годовая инфляция достигла самого низкого уровня за последние два десятилетия, отмечалось в докладе ВБ.
Но цена успеха — высокие цены на нефть. «Если же посмотреть внимательнее, то экономический рост в России снизился наполовину за десятилетие, предшествовавшее кризису 2008 года. Промпроизводство сократилось в начале 2013 года впервые с 2009-го. Инвестиции в основной капитал остаются зависимыми от государственных средств, а прямые иностранные инвестиции снижаются», — отмечали эксперты ВБ.
«Главная причина слабости или силы российской экономики — цена на нефть, — согласен Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа». — А в перспективе цена на это сырье будет снижаться, поэтому и прогнозы идут на понижение».
Не менее значимый повод для пересмотра прогноза — набирающая обороты деофшоризация российской экономики, что приводит к сокращению инвестиций из-за рубежа
«В скором времени практически все офшоры подпишут конвенцию ОЭСР по раскрытию информации о налогоплательщиках — Multilateral Convention on Mutual Assistance in Tax Matters. Это положит конец их главному преимуществу — конфиденциальности. Россия подписала эту конвенцию», — говорит Гагарин, отмечая, что в 2012 году из оффшорных юрисдикций в Россию пришло $60,4 млрд инвестиций. Можно ожидать, что приток из офшоров снизится как минимум на четверть.
Прогноз Royal Bank of Scotland по росту российской экономики остается без изменений — 2,9%ВВП, сообщила Татьяна Орлова, старший экономист RBS по России, СНГ и Израилю.
«Хотя публикация данных о падении промпроизводства в мае показывает, что тренд негативный, есть вероятность пересмотра прогноза на понижение», — считает Орлова, отмечая при этом, что прогнозы международных финансовых институтов часто бывают комплементарными или политически мотивированными.
«Рост ВВП в этом году составит 3%, но мы видим явный риск пересмотра этого прогноза в сторону понижения», — сообщил «Газете.Ru» Кай Штукенброк, старший директор направления «Суверенные рейтинги» международного рейтингового агентства Standard & Poor’s. «Замедление экономического роста обусловлено целым рядом причин, включая снижение уровня потребления, инвестиций и чистого экспорта. Причем снижение уровня инвестиций может иметь долгосрочные последствия, так как именно отсутствие инвестиций, как правило, становится источником торможения роста», — говорит Штукенброк.
Росстат недавно подтвердил замедление роста ВВП в I квартале до 1,6% (с 2,1% в IV квартале 2012 года) и опубликовал предварительную разбивку по темпам промпроизводства, напомнила Мария Помельникова, аналитик «Райффайзенбанка». «Наибольшие опасения вызывает концентрация плохих результатов в промышленности, причем в отраслях, ориентированных не только на внешний, но и на внутренний спрос, а также достаточно резкое замедление роста в секторе строительства. Это указывает на ограниченность внутренних стимулов для роста, с которыми мы связывали основную надежду на реанимирование экономики», — отмечает Помельникова.
При этом динамика потребления пока еще стабильна, но этого может оказаться недостаточно, чтобы компенсировать нехватку инвестиций. «На этом фоне мы недавно снизили прогноз по росту ВВП в 2013 году с 3% до 2%», — резюмирует Помельникова.
Для того чтобы выйти на траекторию роста хотя бы в 2,5% по итогам года, средний рост во II—IV кварталах должен составлять порядка 3%, сомневается Дмитрий Харлампиев, руководитель направления макроэкономики банка «Петрокоммерц».
«Главный ограничивающий фактор — это удручающая динамика инвестиций, а также практически нулевой рост промпроизводства по итогам первых пяти месяцев. Более того, пока нельзя сказать, что сейчас мы видим какие-то явные предпосылки для роста экономической активности в среднесрочном периоде», — говорит Харлампиев.
Радикальное понижение прогноза МВФ кажется не совсем оправданным, возражает Эльвира Курманалиева, начальник отдела странового анализа Евразийского банка развития. «В текущем году ожидается хороший урожай в сельском хозяйстве. Есть признаки улучшения в экономике Европы, что также поддержит российскую экономику. Думаю, экономика может выйти на трехпроцентный рост», — говорит Курманалиева. Но при отсутствии внешних шоков или ошибок в экономической политике правительства.
Рустем Фаляхов