Saab снова на грани банкротства
У шведского автопроизводителя, похоже, дела откровенно плохи. Компания Spyker, владеющая брендом, надеялась спасти Saab и восстановить производство в Швеции, заключив партнерское соглашение с китайской Pang Da.
Но позже стало известно, что китайцы от сделки отказались. И не по своей воле.
Изначально предполагалось, что сторонами будет подписан меморандум о взаимопонимании, после чего компания Spyker, по требованию китайских властей, сменила бы название на Swedish Automobile N.V. Голландцы были готовы пойти даже на такой шаг, лишь бы привлечь необходимые Saab инвестиции. Договор с Pang Da действительно мог - и все еще может - оттащить шведский завод от края финансовой бездны, к которому Saab приближается день за днем. Pang Da Automobile Trade Co. Ltd. - крупнейший в Китае автодилер.
С соответствующими возможностями. В рамках соглашения на территории Поднебесной должны были быть созданы два совместных предприятия, одно - дилерское, другое - производственное. После чего у китайцев - уже в 2013 году - появилась бы возможность приобрести как шведские "саабы", так и "местного розлива".
Кроме того, контракт предусматривал создание нового китайского бренда.
По условиям договора, руководство Pang Da получало 24% акций Saab в обмен на 65 миллионов евро. У китайской стороны также появлялось право ввести своего человека в наблюдательный совет Spyker или, как вариант, в совет директоров Saab. Озвученная выше сумма идеальным образом возобновила бы остановленное весной производство: шведы не смогли расплатиться с поставщиками запчастей. Впрочем, завод должен скоро заработать вновь, даже если с китайцами в очередной раз не получится договориться - большинство поставщиков дали добро на возобновление сотрудничества. Почему "в очередной раз"?
Потому что новость о соглашении с Pang Da в начале мая была продублирована новостью о соглашении с Hawtai Motors. Стороны подписали соглашение, согласно которому Saab получил бы 120 миллионов евро, лишившись 29,9% своих акций. Китайская компания также собиралась предоставить шведскому производителю кредит в размере 30 миллионов евро. В результате на территории Поднебесной с конвейера ежегодно сходили бы 200 тысяч Saab. А шведы, в свою очередь, продвигали бы дешевые китайские авто под своим брендом на рынках Европы и Северной Америки.
"Это очень важно для нашей относительно молодой компании, которая была основана всего десять лет назад. Сотрудничество с культовым брендом Saab предоставит нам возможность доступа к инновационным технологиям и международной сети. Самостоятельно для достижения этих целей нам бы понадобились десятилетия", - так прокомментировал заключение сделки вице-президент Hawtai Ричард Занг. Но мало подписать соглашение - надо еще и получить одобрение китайских властей. И это главная проблема. Решить которую руководство Hawtai не смогло.
В чем же дело? Во-первых, власти Китая очень тщательно подходят к выбору иностранных партнеров для местных производств. Во-вторых, правительство страны ведет политику консолидации китайского автопрома, выступая против его расширения и привлечения на рынок иностранных производителей. И богатому голландскому владельцу нищего шведского производителя, скорее всего, вновь придется искать партнеров, готовых инвестировать в Saab. Такого мнения придерживаются и китайские аналитики.
"Не существует почти никаких шансов на то, что правительство утвердит покупку компанией Pang Da доли Spyker, не говоря уже о создании нового совместного предприятия в Китае. Сделка не вписывается в план правительства по консолидации автоотрасли", - уверен аналитик агентства Guotai Junan Securities Чжан Синь.
На данный момент сообщается, что китайская "Национальная комиссия по развитию и реформам" наложила запрет на заключение сделки между голландцами и Pang Da. Эту информацию распространило агентство Caixin Media. Если ее подтвердят официальные лица, завод в Тролльхеттане вряд ли сможет возобновить работу до конца следующей недели, как обещали шведы, и главное - это будет значить: Saab в Китае не место.
Впрочем, надежда умирает последней - не так давно в правление компании Spyker вошел российский бизнесмен Владимир Антонов. И вполне возможно, что он претворит свои планы в жизнь, а именно - инвестирует в Saab около 30 миллионов евро в обмен на 29,9% акций. Конечно, 30 - это не 65 и не 120. Но все же деньги. Представители шведских властей уже озвучили свою позицию: они чинить препятствия Антонову не будут.
Напомним, в переговорах Антонова и General Motors далеко не все шло гладко. Более того, американцы были категорически против сделки с российским предпринимателем, подозревая его в связях с организованной преступностью. Год назад Антонову пришлось продать свою долю в Spyker гендиректору компании Виктору Мюллеру, чтобы не сорвать сделку. Сегодня одобрение юристов GM получено, правительство Швеции сделку также одобрило - по словам Антонова, осталось только одобрение Европейского инвестиционного банка, кредитовавшего Saab. И тогда, возможно, славный шведский бренд все-таки останется на плаву.
Теги: банкрот