Сингапур может сменить предназначение
Признанный лучшим местом для бизнеса, Сингапур имеет шанс стать еще и лучшим для людей
Из года в год первое место в рейтинге Doing Business (составитель — Всемирный банк) занимает Сингапур. В этом городе-государстве имеют представительства филиалы иностранных компаний с общим годовым доходом $600 млрд. Там расположены региональные штаб-квартиры нефтяных компаний Exxon и Shell, автозавода Toyota, а также ряда компаний, занимающих передовые позиции в различных отраслях, в частности Pfizer, PayPal и Philips Electronics.
В то же время государственные субсидии и налоговые льготы привлекают иностранные инвестиции в высокотехнологический сектор. Ежегодно в Сингапуре создаются многие сотни стартапов. Сингапурская социальная сеть Bubble Motion (недавно переименованная в Bubbly) собрала более 20 млн. пользователей в течение первых двух лет — почти вдвое больше, чем Facebook или Twitter за аналогичный период. В числе ее инвесторов такие влиятельные фирмы из американской Кремниевой долины, как Sequoia Capital, Northgate Capital и Comcast Ventures.
Согласно расчетам МВФ, по ВВП на душу населения Сингапур с 2011 года опережает США, а к 2020-му выйдет на пятое место в мире и будет уступать лишь Люксембургу, Катару, Норвегии и Швейцарии. Впрочем, это еще не означает, что сами сингапурцы чувствуют себя в своей стране так же хорошо, как бизнес — местный и иностранный.
Имущественное неравенство и неравенство доходов в Сингапуре — одни из самых высоких среди развитых стран. Жители города-государства работают намного больше жителей других развитых стран (среднегодовое количество рабочих часов наемного работника на полной ставке составляет 1406 часов в Германии, 1650 в Великобритании, 1704 в США, 1706 в Японии, 2193 в Корее, а в Сингапуре — 2287 часов). Согласно многочисленным опросам, почти три четверти сингапурцев боятся заболеть, так как медицина в стране очень дорогая, а более половины и вовсе были бы рады эмигрировать, если бы у них была такая возможность. По оценкам Всемирного банка, более 300 тыс. сингапурцев уже уехали за границу (сейчас в стране проживает 5,3 млн чел.).
23 марта в возрасте 91 года скончался отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю. Более 31 года он руководил страной на должности премьер-министра (с июня 1959 по ноябрь 1990-го), но и после этого сохранял контроль над государственной властью, занимая специально для него созданные посты старшего министра и затем министра-наставника. Именно он превратил бывший колониальный порт в «экономического тигра», но он же создал и укрепил формально демократическую, а по сути автократическую систему, поддерживающую монополию на власть основанной им партии «Народное действие» (ПНД).
Ли Куан Ю не раз признавался, что пытается вывести из сингапурцев особую породу людей. Впрочем, получалось у него не вполне. «Если ты можешь вывести население, которое хорошо образовано, должным образом воспитано, тебе не придется часто пользоваться кнутом, так как люди уже натренированы. Это как с собаками. Ты воспитываешь и тренируешь ее со щенячьего возраста. Она знает, что писать и какать надо на улице, а не дома. Нет, у нас общество не такое, — поделился он как-то своим разочарованием. — Нам пришлось воспитывать взрослых собак, которые даже сегодня специально мочатся в лифтах».
С августа 2004 года должность премьер-министра и пост лидера ПНД занимает Ли Сяньлун — старший сын Ли Куан Ю. Сейчас ему 63 года, но он чувствует разницу между тем временем, когда правил его отец, и нынешним. Прочно окопавшемуся сингапурскому истеблишменту бросает вызов новое поколение, привыкшее к свободе самовыражения в социальных сетях. «Это другое поколение, другое общество, поэтому политика тоже будет другой, — сказал Ли Сяньлун в 2013 году корреспонденту газеты Washington Post. — Мы должны работать более открыто». Теперь, когда Ли Сяньлун стал старшим в семье, он может подтвердить свои слова делом.
К политическим переменам готово и общество. Временем максимальной поддержки правящего режима были парламентские выборы в очень далеком 1968 году, когда ПНД получила 86,7% голосов. В 2011 году уровень поддержки ПНД снизился до 60,1%, и уже на следующих выборах, которые должны пройти в мае 2016-го, ее монополия может пошатнуться.
Однако это не значит, что страну ожидают какие-то катаклизмы. Сингапурцы хоть и имеют претензии к местному и иностранному бизнесу, однако вовсе не хотят его отпугивать. А власть и бизнес в свою очередь не заинтересованы доводить ситуацию до массовых протестов — им выгоднее договориться между собой об уступках рядовым жителям.